28.04.2015 [ О церкви ]

На священной крови и молитвенных слезах

Национальная духовная культура творится из поколения в поколение не сознательной мыслью и не произволом, а целостным, длительным и вдохновенным напряжением всего человеческого существа. Таинственные силы души способны к духовному творчеству только если они озарены, облагорожены, оформлены и воспитаны религиозной Верою. История не знает культурно-творческого и духовно-великого народа, пребывавшего в безбожии. Впадая в безверие, народы разлагаются и гибнут.

Россия была искони страною Православного Христианства. Дарами Православия в течение столетий жили, просвещались и спасались все русские люди, все граждане Российской Империи: и те, которые о них забывали, и те, которые их не замечали, от них отрекались или даже их поносили; и граждане, принадлежавшие к инославным исповеданиям или инородным племенам; и другие европейские народы за пределами России...

Основное содержание христианского откровения Россия получила от Православного Востока и в форме Православия на греческом и славянском языке. «Великий духовный и политический переворот нашей планеты есть христианство. В этой священной стихии исчез и обновился мир», - утверждал Пушкин.  Эту священную стихию — стихию Крещения и облечения во Христа Сына Божия — русский народ переживал в Православии... 

Православие положило в основу человеческого существа жизнь сердца (любви) и жизнь исходящего из сердца созерцания (видения, воображения). И это, тысячу лет определявшее русскую душу, остается навеки. Весь русский дух и уклад "оправославлены". Вот почему когда русский народ творит - он ищет увидеть и изобразить любимое. Это основная форма русского национального бытия и творчества, она взращена Православием и закреплена славянством и природой России.

В нравственной области Православие дало русскому народу живое и глубокое чувство совести, мечту о праведности и святости, верное осязание греха, дар обновляющего покаяния, идею аскетического очищения, острое чувство «правды» и «кривды», добра и зла.

Отсюда же столь характерный для русского народа дух милосердия и всенародного, бессословного братства, сочувствие к бедному, слабому, больному, угнетенному. Отсюда наши нищелюбивые монастыри и государи; отсюда наши богадельни, больницы и клиники, создававшиеся на частные пожертвования...

 Православие воспитывало в русском народе тот дух жертвенности, служения, терпения и верности, без которого Россия никогда не отстоялась бы от своих врагов и не построила бы своего земного жилища. Русские люди в течение всей своей истории учились строить Россию «целованием Креста» и почерпать нравственную силу в молитве. Дар молитвы есть лучший дар Православия.

Православие утвердило Веру нашу на свободе и на искренности, связав их воедино и сообщив этот дух русской душе и русской культуре. Православное миссионерство приводило людей «на крещение» любовью, а не страхом. Именно отсюда в истории России этот дух религиозной и национальной терпимости, который инославные и иноверные граждане России оценили по достоинству лишь после революционных гонений на Веру.

Православие принесло русскому народу дары христианского правосознания: волю к миру, братству, справедливости; чувство достоинства и ранга; способность к самообладанию и взаимному уважению. Словом, все то, что может приблизить государство к заветам Христа.

Православие вскормило в России чувство ответственности гражданина, чиновника и царя пред Богом и упрочило идею помазанного, Богу служащего монарха. Благодаря этому тиранические государи были в истории России сущим исключением. Все гуманные реформы в русской истории были навеяны Православием.

Православная монастырская культура дала России не только сонм праведников. Она дала ей ее летописи, то есть положила начало русской историографии и русскому национальному самосознанию. Пушкин выражает это так: «Мы обязаны монахам нашей историей, следственно - и просвещением». Нельзя забывать, что Православная Вера долго считалась в России истинным критерием «русскости».

Православное учение о бессмертии личной души, о повиновении высшим властям за совесть, о христианском терпении и об отдаче жизни «за други своя»  дало русской армии все источники ее рыцарственного, лично-бесстрашного, беззаветно послушного и все преодолевающего духа, развернутого в ее исторических войнах, и особенно - в учении и в практике А. В. Суворова.

Все русское искусство изошло из Православной Веры, искони впитывая в себя ее дух: дух сердечного созерцания, молитвенного парения, свободной искренности и духовной ответственности. Русская живопись пошла от иконы; русская музыка была овеяна церковным песнопением; русская архитектура пошла от храмового и монастырского зодчества; русский театр зародился от драматических «действ» на религиозные темы; русская литература пошла от церкви и от монашества...

Все ли здесь исчислено? Все ли упомянуто? Нет. Еще не сказано о православном старчестве, о православном паломничестве, о значении церковно-славянского языка, о православной школе, о православной философии. Но всего и нельзя исчерпать.

Это и дало Пушкину основание установить, как незыблемую истину: «Греческое/ Православное/ вероисповедание, отдельное от всех прочих, дает нам особенный национальный характер».

Таково значение Православного Христианства в русской истории.

Вот чем объясняются те лютые, исторически неслыханные гонения на Православие. Корни русского христианства, русского национального духа, русской чести и совести, русского государственного единства, русской семьи и русского правосознания заложены именно в Православной Вере. Поэтому и пытались искоренить ее. В борьбе с этими попытками русский народ и Православная Церковь выдвинули целые сонмы исповедников, мучеников и священномучеников. И в то же время - возродили религиозную жизнь эпохи катакомб: всюду, в лесах, в оврагах, в селах и городах.

Русский народ научился сосредоточиваться в молчании, очищать и закалять свою душу перед лицом смерти, молиться шепотом, организовывать церковную жизнь в гонениях и закреплять ее в тайне и тишине. Фундамент новой России - на священной крови и на молитвенных слезах. Гонения пробуждают в русском народе новую Веру, полную новой силы и нового духа. Страдающие сердца восстанавливают свое исконно-древнее религиозное созерцание. И Россия не только не уйдет от Православия, как надеются ее враги на Западе, но укрепится в священных основах своего исторического бытия.

По тексту Ивана Ильина

 

Источник: Вестник Антониевского храма, №56 (65пв) июнь 2014

Расписание богослужений

село Новоживотинное
17.12.2017 08:00
День Воскресный
Божественная Литургия
село Староживотинное
18.12.2017 08:00
Всенощное бдение. Исповедь
19.12.2017 08:00
святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
Божественная Литургия

Календарь


Евангельские Чтения

Яндекс.Метрика
Выражаем благодарность компании IT Group