19.07.2015 [ Жития святых ]

Святой преподобный Антоний Дымский

Преподобный Антонй Дымский, чудотворец

 
Благословенны Дымские края. 
Просторы света будто на иконе.
И тишина, как детская заря, 
Где подвизался иноком Антоний.
 
Недаром в темных Тихвинских лесах 
Искал он тишину уединенья
И выбрал камень веры на водах-
Утес трудов молитвенного бденья.
 
На этом мысе он всю жизнь провел
Зимой и летом в камень прорастая,
И монастырь молитвенно расцвел
На озере, как острове из рая. 
 
А Русь тогда крошили в суете. 
Одна война сменялась новой битвой, 
А он стоял на камне, на воде,
И собирал ее своей молитвой. 
 
Монголы с юга рвались на страну,
А с запада — лихие крестоносцы,
А он молитвой отражал Орду,
Был настоящим чудо — богоносцем. 
 
Твой крест, как крепость смотрит на меня,
Стоит на озере он камнем богатырским,
Предтеча Серафимова огня,
На тихвинской земле — Антоний Дымский.

Елисов Андрей, православный поэт и публицист.

+   +   +

   Преподобный и Богоносный отец наш Антоний, Дымский чудотворец, родился в Великом Новгороде в середине XII века (около 1157 года) у благочестивых и боголюбивых родителей и воспитан был в строгом благочестии и добром наставлении. Уже в детстве будущий подвижник был отмечен особой печатью избрания от Бога. Он избегал детских игрищ и смехотворства, удалялся мирского общения и усердно прилежал молитве. От юности он имел обыкновение ежедневно посещать храм Божий. « Возлюби бо Бога паче всех благих мира сего». Господь же даровал ему особые духовные дарования, так что …ещё юн сый телом, но разумом и многолетних старцев превзыде.
 
      Однажды благочестивый отрок пришел в храм и во время Божественной Литургии услышал слова Евангельского чтения: « Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет». (Мф.16,24). Слова Господа нашего Иисуса Христа коснулись сокровенной глубины сердца богобоязненного юноши. В них он услышал призыв к жизни иной, вскоре после этого юноша оставил родительский дом и отправился в обитель Спаса, что на Хутыни близ Новгорода.
     
     Спасо-Преображенский Хутынский монастырь был основан преподобным Варлаамом, (память 6/ 19 ноября), во второй половине XII в. и распологался в 10 верстах на север от Великого Новгорода, на правом берегу Волхова. Преподобный Варлаам Хутынский был одним из основателей и столпов Новгородского монашества. Будучи знатного рода, он ещё в молодости отрёкся от мира и принял монашеский постриг в Новгородском Лисицком монастыре. Затем удалился в пустынное место на берегу Волхова. Место сие имело худую славу, поэтому и было названо «Худынь» или «Хутынь». Устроил там небольшую келью и стал трудами, постом и молитвою продвигаться в Царствие Небесное. Преподобный Варлаам силою Божией творил великие чудеса и слава о нём привлекала к нему людей, ищущих духовного наставления и возревновавших его добродетели и иноческих подвигов.Дымский с житием.1
 
     Припав к ногам настоятеля, святой отрок, молил принять его к себе. Он рассказал о дивном откровении в храме. Прозорливый старец, преподобный Варлаам Хутынский, провидя в юноше будущего великого угодника Божия, избранный сосуд Святого Духа, несмотря на юный возраст, принял его в обитель и не замедлил вскоре облечь в ангельский образ. Послушник был наречен именем Антония, в память Антония Великого, основателя православного монашества (+356 г., 17/ 30 января), который подобным же образом – через слышание в храме чтения Святаго Евангелия – был призван к иночеству.
 
    С того времени преподобный Антоний стал жить в совершенном послушании своему старцу — преподобному Варлааму. С усердием и смирением исполнял он все послушания. Он никогда  не совершал ничего без благословения, не опускал своего молитвенного правила, не пропускал церковных служб, первым приходил и последним уходил из храма. В монашеских подвигах молодой инок вскоре превзошел всю монастырскую братию. При этом Антоний как зеницу ока хранил свой ум от помыслов превозношения и гордыни, стяжав особую кротость и незлобие, во всём стремясь быть меньшим среди братии. Своим чистым смирением и строгим воздержанием он приобрёл общую братскую любовь и доверие.
 
     Когда же находило некое искушение, преподобный претерпевал и побеждал его, приводя  себе на память слова Спасителя:  «глаголю же вам другом своим: не убойтеся от убивающих тело и потом не могущих лишнее что сотворити: сказую же вам, кого убойтеся: убойтеся имущаго власть по убиении воврещи в дебрь огненную: ей, глаголю вам, того убойтеся».  (Лк.12:4-5).
 
     В 1187 году, по благословению Новгородского архиепископа Гавриила, понадобилось по важным церковным делам отправить посольство из Новгорода в Константинополь  (Царьград). Новгородский владыка обратился к Хутынскому настоятелю с просьбой послать кого-то из братии в дальнее хождение. В монастыре, на общем соборе братии, был избран инок Антоний. Тяжело было любителю уединения оставлять родную обитель, намоленную келию и отходить от своего учителя. Настоятель, благословляя на столь трудный и дальний путь, напутствовал возлюбленного ученика душеспасительными словами: «Иди с миром. Бог да устроит путь твой, который если и труден и прискорбен тебе быти покажется, то сие ведай, что узкими и прискорбными вратами подобает нам в Царствии Божие войти». Преподобный  Антоний слагал душеспасительные слова учителя в своём сердце как некое драгоценное сокровище. У ног великого Варлаама Антоний научился предпочитать«добродетель послушания паче всех опасностей». Дымский с житием. (2) 
 
     В столице православного мира – Константинополе, именуемом на Руси Царьград, новгородский инок был принят вселенским Патриархом Афанасием и имел с ним беседы не только о делах, но и «от Божественных Писаний»,  о вещах душеспасительных.
 
     Из Константинополя Преподобный Антоний совершил поломничество в Святую Землю: поклонился Святому Гробу Господню в Иерусалиме, посетил многие палестинские монастыри, где познакомился с монашеской жизнью в эпоху исихастского расцвета, Видимо, в это время у Преподобного Антония возникло желание совершенного пустынножительства по образу восточных отшельников.
 
     Исполнив возложенное на него послушание,  Преподобный Антоний вернулся в Новгород, после пятилетнего отсутствия. Промыслу Божию угодно было устроить его пришествие в родную обитель, в знаменательные для неё минуты преставления её основателя и игумена. Преподобный Варлаам, возлежа на смертном одре и провидя духом приближение своего любимого ученика, говорил братии в назидание последнее наставление: «Заповедаю вам: не ослабевайте в подвигах поста и молитвы и живите так, как бы готовились на каждый день умирать. Прошу вас молиться о душе моей и поминать, когда преставлюсь в вечность. Поручаю вас прежде всего Промыслу Божию, наставником же оставляю вместо себя сверстника моего Антония, который возвратился из Царьграда и в этот самый час от нас недалеко.
 
      Ещё не смолкли слова его, как один из монахов, войдя в келлию, возвестил прибытие Антония, который к утешению блаженного старца и братии вошел вслед за ним с благословением и дарами     патриаршими и передал их отходившему в вечность игумену. С радостью принял их последний, воссылая благодарение Господу Богу, потом с утешением взирая на труды, подъятые его любимым учеником, вручил ему братию с сими словами: « с Богом оставляю тебя, Антоний строиелем и правителем сему святому месту. Господь наш Иисус Христос да утвердит и сохранит тебя в любви. Сам я, хотя и отхожу от вас телом, но духом пребуду неотступно с вами». Затем, предал всечесную душу свою в 6 день ноября 1192 года.
 
    После кончины Преподобного Варлаама смиренномудрый Антоний,  был поставлен игуменом Хутынского монастыря. Он свято исполнил последнее благословение своего духовного отца: со всяким тщанием руководил духовной жизнью братии, утвердил в обители устав, составленный основателем, приумножил число иноков, положил много неусыпных трудов на строительство монастыря, завершил заложенную еще преподобным Варлаамом каменную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
 
     Недолго однако же монастырю Хутынскому суждено было украшаться его житием и процветать его заботами: другое место трудов было указано ему свыше,- дикая пустыня ожидала его пришествия, чтобы просветиться его подвигами!.. Скоро смиренный ученик преподобного Варлаама предпочел безвестное подвижнечество среди лесных дебрей, пред очами единаго Серцеведца Бога, многосложным заботам в сане настоятеля. Почитаемый и славимый от всех, он принял намерение оставить монастырь и совершенно удалясь молвы человеческой, в молчании пустыни проводить дни в безпрепятственном Богомыслии.13х15 Дымский с житием.tiff - копия (5)
 
      Однажды, стоя на молитве, он долго со слезами просил  Господа и Его Пречистую Матерь указать ему место упокоения его старости, и по сем втайне оставил монастырь, вручив всего себя Промыслу Всевышнего.
     Преподобный Антоний долго обходил пустынные места и глухие дебри Русского Севера в поисках места для отшельнической жизни. Однажды он был приведен Богом на Дымское озеро, лежавшее среди дремучих лесов в дальнем краю Обонежской пятины Великого Новгорода (где впоследствии в 15 верстах от монастыря возник город Тихвин).
     На холме, на северном берегу Дымского озера отшельник ископал пещеру «зимнего ради пребывания» и стал жительствовать в полном уединении. Дни он проводил в трудах, а ночи – в молитве перед очами единого Бога. Утруждая плоть, по мимо железных вериг,  подвижник носил на главе кованную железную шапку с широкими полями, прибитыми к тулье гвоздями. Работая единому Господу, подвижник как «иго благое» терпел летнюю жару и зимнюю стужу, как «бремя легкое» понес множество трудов по устроению обители, как пиво сладкое пил скорби и болезни, с кротостью переносил искушения, мужественно отражал демонские нападения и страхования.13х15 Дымский с житием.tiff - копия (6)
   
  Существует предание о том, что Антоний заповедал, чтобы богомольцы не входили в обитель, не омывшись прежде в водах Святого озера.  Множество болящих исцелялось этим омовением.  Большинство посмертных чудес святого Антония , записанных в монастырских рукописях, совершалось через омовение в Дымском озере.
 
      В суровых подвигах Антоний провел многие годы. Передававшиеся из уст в уста рассказы о дивных и великих подвигах благодатного отшельника привлекли и других любителей безмолвия. Вскоре на берегах Дымского озера были воздвигнуты первые деревянные кельи. Когда собралось довольно братии «на Дымях», с общего совета было положено основать новый монастырь в честь первоначальника православного монашества – Преподобного Антония Великого.
 
     В подвиге пустынножительства на берегах Дымского озера преподобный Антоний провел около двадцати лет. Провидя духом свое близкое отошествие ко Господу, настоятель призвал к себе братию и поведал о своем исходе. Чадолюбивый отче преподал последнее наставление братии, всех благословил и каждому дал последнее целование. Перед блаженной кончиной Антоний сподобился приобщиться Святых Таин. Последний вздох блаженный старец испустил вместе с молитвой, с миром предав свою душу Богу, которого искал и жаждал все дни своей жизни.
 
Преподобный и Богоносный отец наш Антоний, Дымский чудотворец, преставился в лето Рождества Христова 1224-е месяца июня 24 числа (7 июля по новому стилю). Всех же лет многотрудной жизни его было 67.13х15 Дымский с житием.tiff - копия (8)
 
      Святое тело его было погребено в созданном им храме в приделе Преподобного Антония Великого у клироса. Господь прославил Своего угодника нетленными мощами и многочисленными чудесами. Во дни княжения святого благоверного князя Дмитрия Иоанновича Донского в 1370 году, мощи преподобного Антония обретены нетленными (целы и ничем невредимы) и положены были открыто в раке в Антониевском храме.
 
       В 1409 году во время очередного нашествия татар на Новгородские земли игумен Дымской обители с братией, боясь надругания над святыней, скрыл святые мощи преподобного Антония под спудом.
 
      Преподобный Антоний неизменно оставался хранителем Дымской обители. После разорения шведами в 1611 году монастырь восстал из пепла не без мо­литвенной помощи преподобного Антония. В 1687 году (по другим источникам, в 1585 году) в монастыре дважды возникал пожар, и оба раза преподобный Антоний являлся в сонном видении игумену и предупреждал его о пожаре, так что братии удавалось вовремя погасить пламя.
 
     Память преподобного Антония праздновалась в обители дважды: 30 ян­варя — в день тезоименитства (память преподобного Антония Великого) и 7 июля — в день кон­чины, когда совершался крестный ход из монастыря на озеро Дымское.
 
На иконах преподобный Антоний изображается держащим в руке хартию со сло­вами: «Се удалихся, бегая, и водворихся в пустыни» (Пс. 54, 8).

Расписание богослужений

село Хвощеватка
20.07.2019 08:00
Божественная Литургия
село Новоживотинное
20.07.2019 16:00
Всенощное бдение. Исповедь
21.07.2019 08:00
Неделя 5-я по Пятидесятнице
Божественная литургия

Календарь


Евангельские Чтения

Яндекс.Метрика
Выражаем благодарность компании IT Group