Церковный устав предпразднство для всех праздников ограничивает одним лишь днем. Исключение из этого правила он дает только для двух, величайших после Пасхи, праздников Рождества и Крещения, давая первому из них 5, а второму 4 дня предпразднства.
Рождество Христово чествуется Церковью с особым торжеством, как ни один из двунадесятых праздников. Этот день радостен не только потому, что Христос пришел в материальный мир, но и потому, что впоследствии Он принял Крещение от Иоанна в Иордане, положив начало своему земному служению, а потом, пострадав на Голгофе, избавил человека от греха и проклятия смерти.
Служба первого дня предпразднства Рождества Христова (2 января) обычно начинается такими словами: «Предпразднуем, людие, Христово Рождество и, вознесше ум к Вифлеему, вознесемся мыслию: и усмотрим Деву душевными очами, идущую родити в вертепе всех Господа и Бога нашего». В трипеснце на этот день дается образ боговочеловечения, а слушатели призываются к духовному бодрствованию как верному средству достойно приготовить себя к встрече грядущего воплотиться Избавителя.
Среди песнопений каждой службы наибольшую важность имеют тропарь и кондак, всегда сжато и точно выражающие суть празднования. Тропарь рождественского предпразднства в поэтической форме приглашения к приближающемуся празднику Вифлеема и Эдема сопоставляет событие с вызвавшим его грехопадением Адама и смотрит на Рождество Христово как на возвращение нам рая, которым явилось чрево Девы.
ТРОПАРЬ ПРЕДПРАЗДНСТВА
Готовися, Вифлееме, отверзися всем, Едеме, красуйся Ефрафо, яко древо живота в вертепе процвете от Девы: рай бо Оная чрево явися мысленный, в нем же Божественный сад, от негоже ядше, живи будем, не якоже Адам умрем. Христос рождается прежде падший возставити образ.
Кондак, составленный по образцу праздничного кондака, кратко и просто изображает подготовление события, приглашая к радости всю вселенную.
КОНДАК ПРЕДПРАЗДНСТВА
Дева днесь превечное Слово в вертепе грядет родити неизреченно: ликуй, вселенная, услышавши, прослави со Ангелы и пастырьми, хотящего явитися Отроча Младо, Превечного Бога.