(Свт. Митрофан Воронежский в житии. 1855 год. Икона. Происходит из церкви Благовещения в г. Ярославле. Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник)
протоиерей Григорий Дьяченко (1850-1903)
Поучение 2-ое. Св. Митрофан, епископ воронежский.
(О том, как по христиански приобресть богатство, здоровье и вечное спасение души).
I. Св. ныне ублажаемый Митрофан, первый епископ воронежский, в схимонахах Макарий, происходил из духовного звания и родился в 1623 году во владимирской епархии. Овдовев на 40 году, он принял пострижение в монашество. За строгость жизни возведен был в игумена и управлял монастырями, сначала Яхромским, потом Унженским. В 1682 году он был поставлен во епископа вновь открытой воронежской епархии и участвовал в венчании на царство Иоанна и Петра Алексеевичей. Двадцать лет святой Митрофан управлял епархиею, устрояя в ней церкви, благоустрояя монастыри и назидая пасомых словом и примером. Между прочим он начертал следующия правила жизни: «употреби труд, сохраняй умеренность – богат будешь; наблюдай умеренность в пище и питии – здоров будешь; делай добро, избегай зла – спасен будешь».
Святитель пользовался особенным уважением Императора Петра II-го, которому не раз помогал денежными пожертвованиями «на ратных». Святитель почил 23 ноября 1703 года. Царь прибыл в Воронеж и вместе с своими подвижниками нес гроб его для погребения. 1832 года 6 августа были открыты святыя мощи его, и он причислен к лику святых.
II. Обратите, братие, внимание на мудрыя правила жизни, начертанныя святителем Митрофаном. Они ведут к обладанию благосостоянием, здоровьем и спасением души.
Да, эти предметы действительно весьма важны: богатство и здоровье весьма желательны почти для всех для настоящей жизни, а блаженство есть предмет всеобщих желаний для будущей. Святитель Митрофан, епископ воронежский, для получения этих благ предлагает нам средства самыя простыя и доступныя для всех и каждаго – как для богатаго, так и для беднаго, как для знатнаго, так и для незнатнаго. Не нужно для этого ни ехать в далекие страны, ни переплывать бурных морей, ни подвергаться каким-либо опасностям.
а) Тяжело на свете жить бедняку, всякому хотелось бы иметь достаток. Кому бедность и нищета не надоела? Кто бы не пожелал пожить покойно и довольно? Для этого святитель Митрофан предлагает нам такой совет: «употреби труд, храни умеренность – богат будешь». Ведь всем нам хорошо известно, что главная причина бедности есть большею частию жизнь праздная и несообразная с состоянием, когда не только не умножается состояние, но и доставшееся по наследству вскоре уничтожается. И так, кто хочет быть богатым или по крайней мере жить без нужды, тот непременно должен трудиться в своем звании, в каком Господь поставил его, и труд его никогда не останется без должного вознаграждения, – только нужно хранить при этом умеренность в получаемом вознаграждении от труда, хранить умеренность и в одежде, и в пище, и в питье, а особенно в употреблении вина, «ибо любяй вино и елей», по словам премудраго, «не обогатится».
б) Равным образом кто из нас не хочет быть здоровым? Здоровье гораздо дороже богатства. Лучше нищ, да здрав, говорит Сирах, нежели богат – уранен телом своим. Для получения здоровья многие отказались бы от богатства и почестей. Святитель Митрофан на это преддагает нам такой совет: «воздержно яждь, мало пий, – здрав будеши». И действительно, главною причиною наших болезней служит невоздержание в пище и питии. Воздержный человек и весьма слабое здоровье свое поддерживает и нередко доживает до старости, а невоздержный и самое прочное свое здоровье разстроивает и преждевременно приближает себя к могиле.
в) Наконец, кто не желает из нас получить вечное спасение? Это главная цель нашего существования на земле. Для получения спасения многие покидали богатство, почести, не щадили здоровья, жили в пустынях и пропастях земных, радостно умирали. Так вот святитель Митрофан и на это предлагает нам совет: «твори благо, бегай злаго – спасен будеши». Что может быть легче и удобнее этого для исполнения? К деланию добра все нас должно побуждать: и разум, и совесть, и закон нашего Спасителя, а от делания зла все должно нас отвращать, так как зло несвойственно человеку, созданному для добра.
III. Таковы советы святителя Митрофана для получения каждому из нас богатства, здоровья и спасения. Советы верные, испытаиные им самим. Он, по званию своему, был епископом города Воронежа и получал по своему времени небольшое денежное вознаграждение за свои труды; но как хранил умеренность во всем, то был богат, так что не раз помогал императору Петру, нуждавшемуся в деньгах для сооружения флота против неверных. Святитель Митрофан воздержно ел, мало пил и, доживя до глубокой старости, умер 80 лет. Творил в жизни всем и каждому благо, а злаго удалялся, и за это Господь душу его вчинил в месте святых, а тело прославил нетлением и чудотворением, так что святитель не только с верою притекающих к цельбоносным мощам его, но и далече отстоящих исцеляет от разных болезней. (Сост. Г. Д-ко по Воскресн. чт.).
Источник: протоиерей Григорий Дьяченко.
Полный годичный круг кратких поучений,
составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. Событиям.
Том второй. Второе полугодие. Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897.
СВЯТИТЕЛЮ МИТРОФАНУ, ЕПИСКОПУ ВОРОНЕЖСКОМУ
Тропарь святителю Митрофану, епископу Воронежскому, глас 4
Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ сло́вом и житие́м, па́стве твое́й, о́тче смиренному́дре Митрофа́не, был еси́./ Те́мже и во све́тлостех святы́х,/ со́лнца светле́йше возсия́л еси́,/ венце́м нетле́ния и сла́вы украша́емь,/ моли́ Христа́ Бо́га,// стране́ на́шей и гра́ду твоему́ в ми́ре спасти́ся.
Кондак святителю Митрофану, епископу Воронежскому, глас 8
Воздержа́нием те́ло ду́ху порабо́тив,/ ду́шу же равноа́нгельну сотвори́в,/ святи́тельскою оде́ялся еси́ оде́ждою, я́ко вене́ц свяще́нства,/ и ны́не, всех Влады́це предстоя́,// моли́, всеблаже́нне Митрофа́не, умири́ти и спасти́ ду́ши на́ша.
Молитва святителю Митрофану, епископу Воронежскому
О, святи́телю о́тче Митрофа́не, се мы гре́шнии, нетле́нием честны́х моще́й твои́х и мно́гими благодея́ньми, чуде́сно соде́янными и содева́емыми тобо́ю, уве́рившеся, испове́дуем, я́ко и́маши ве́лию благода́ть у Го́спода Бо́га на́шего, и всесмире́нно ко твоему́ благосе́рдию припа́дающе, тебе́ мо́лимся си́це: моли́ о нас Христа́ Бо́га на́шего, да низпосле́т всем чту́щим святу́ю па́мять твою́ и усе́рдно к тебе́ прибега́ющим бога́тыя ми́лости Своя́; да утверди́т во святе́й Свое́й Правосла́вной Це́ркви живы́й дух пра́выя ве́ры и благоче́стия, дух ве́дения и любве́, дух ми́ра и ра́дости о Ду́се Свя́те, да вся ча́да ея́, чи́ста су́ща от мирски́х искуше́ний и плотски́х по́хотей и зла́го де́йствия злых духо́в, ду́хом и и́стиною покланя́ются Ему́, и усе́рдно о соблюде́нии за́поведей Его́ ко спасе́нию душ свои́х да потща́тся. Па́стырем ея́ да даст Госпо́дь святу́ю ре́вность попече́ния о спасе́нии люде́й, во е́же неве́рующия просвети́ти, неве́дущия наста́вити, сомня́щияся вразуми́ти, отпа́дшия от Правосла́вныя Це́ркве к ней возврати́ти, ве́рующия в ве́ре соблюсти́, гре́шныя на покая́ние подви́гнути, ка́ющияся уте́шити и во исправле́нии жи́зни утверди́ти, и та́ко вся лю́ди ко угото́ванному ве́чному Ца́рству святы́х Его́ привести́. Умоли́ Го́спода, уго́дниче Христо́в: ве́рных рабо́в Его́, в ско́рби и печа́ли день и нощь вопию́щих к Нему́, многоболе́зенный вопль да услы́шит и да изведе́т от поги́бели живо́т наш. Всем же в держа́ве лю́дем да да́рует благи́й Бог наш мир, тишину́, безмяте́жие и изоби́лие плодо́в земны́х, па́че же ко исполне́нию за́поведей Его́ тща́ние неле́ностное; и да изба́вит ца́рствующия гра́ды, град сей и вся ины́я гра́ды и ве́си, от гла́да, тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нных, междоусо́бныя бра́ни, смертоно́сныя я́звы и от вся́каго зла. Ей, святи́телю Бо́жий, да устро́иши моли́твами твои́ми вся блага́я душа́м и телесе́м на́шим; да и мы просла́вим в душа́х и телесе́х на́ших Го́спода и Бо́га на́шего, Иису́са Христа́, Ему́же со Отце́м и Святы́м Ду́хом сла́ва и держа́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.