09.03.2018 [ Страницы истории ]

История Дмитриевской церкви с. Нижний Кисляй. Часть 2

(Примечание: Продолжение. Начало публикации читайте здесь Ч.1.

Автор: Солопенко Руслан Рустамович (г. Воронеж)

[Часть 2]

Советская власть была установлена в с. Н. Кисляе в 1918 г. После смерти о. Дмитрия Романова его место на приходе занял свящ. Иоанн Корыстин, который был женат на одной из дочерей отца Дмитрия, Анне, и служил около 13 лет, пока не подвергся репрессиям. В 1932 г. церковь официально перестала действовать. Храм был приспособлен под школу[21].

В 1934 г. по собственному прошению из Сретенской церкви с. Мечетки был переведен в Дмитриевскую церковь пос. Нижний Кисляй свящ. Трофим Антонович Шевченко. Можно предположить, что официально храм был отдан под школу, но неофициально в храме совершались богослужения. В послужном списке Архангельской церкви с. Гвазды за 1933 г. читаем: «Шевченко Трофим Антонович, сын крестьянина слободы Ново-Богородицкой, обучался в сельской школе, с 1905 по 1925 г. проходил должность при церкви Неопалимой Купины сл. Ново-Богородицкой. По указу митрополита Владимира в 1925 г. назначен в ту же церковь, где проходил должность до 1930 г. В 1930 году 22 ноября епископом Василием Бутурлиновским рукоположен в священника к Троицкой церкви сл. Богомолово Петропавловского района, где проходил должность с 1 ноября по 8 июля. По распоряжению епископа Мефодия Бутурлиновского переведен в храм Иокима-Анны с. Филипинково Бутурлиновского района, где служил до 1932 г., по распоряжению епископа Мефодия награжден набедренником, судим и штрафован не был»[22].

В дьяконы Трофима Шевченко рукоположил митр. Владимир (Шимкович), в иереи – епископ Василий (Беляев), возглавлявший Бутурлиновскую кафедру до апреля 1931 г. Следующий архиерей, упомянутый в послужном списке – епископ Бутурлиновский Мефодий (Абрамкин), который управлял викарией до марта 1933 г.

Из личной переписки священника нам известно, что он был часто перемещаем с приходов. Это связано с обновленческим расколом. Несмотря на то, что его сманивали в раскол, он остался верен православию и, поэтому бутурлиновский благочинный ходатайствовал перед архиепископом Захарией (Лобовым) о награде для о. Трофима. В одном из писем, будучи настоятелем Сретенской церкви с. Мечетка, о. Трофим просит владыку Захария о следующем: «Ввиду закрытия нашей церкви от 15 февраля сего года покорнейше прошу Ваше Высокопреосвященство определить меня на свободное место Дмитриевской церкви села Нижний Кисляй, при сем прилагаю протокол группы верующих 1934 года 9 мая. Священник Трофим Шевченко»[23]. Тогда же, в 1934 г., владыка Захария награждает Трофима Шевченко скуфьей с такой формулировкой: «За твердое стояние в православии и борьбу с обновленцами»[24]. Тогда о. Трофиму было 58 лет. Несколько позже бутурлиновский благочинный протоиерей Митрофан Попов сообщает владыке о том, что о. Трофим Шевченко желает выйти из Шестаковского благочиния и перейти в Бутурлиновское из-за того, что первый уклонился в раскол[25].

В сохранившихся письмах о. Трофима владыке Захарии, священник благодарит архиерея за награду и отсылает архиепископу в поддержку 10 рублей и 1 кг сахара[26]. В другой записке о. Трофим сообщает владыке печальные известия: «народным комитетом на церковь был повышен налог и страховки в 200 рублей, а прошлый год этот налог был еще больше 700 рублей»[27]. По тем временам деньги большие.

Неизвестно, до какого времени отец Трофим служил в храме села Нижний Кисляй, но по рассказам местных жителей священник Трофим Шевченко вместе со своей женой и сыном в 30-х годах подверглись репрессиям.

После отца Трофима церковь пришла на несколько десятилетий в запустение. Храм был окончательно закрыт и, что печальнее всего, разрушен и осквернен. По рассказам местных жителей, иконостас храма был сломан, а выпавшие иконы некоторые жители смогли забрать с собой и спрятать, но большинство из них погибло. Богоборцы выносили святыни из храма и сжигали в костре. Роспись также была уничтожена. После войны государство стало более терпимо относиться к Церкви. Во время Великой Отечественной войны наш храм был предназначен к временному содержанию военнопленных неприятельской армии[28].

С 1954 г. Дмитриевский храм был определен под зернохранилище и мастерские. После того как зернохранилище закрыли, церковь решили взорвать. Было привезено много взрывчатки, но так как возле храма находилась школа и жилые дома, взрыв решили отложить. Купол разобрали, в храме оборудовали мастерскую для тракторов и уборочных машин. В дальнейшем на территории храма был сделан скотомогильник и свалка мусора.

Восстановлению храма предшествовала просьба жителей Кисляя об открытии церкви. В протоколе собрания местных жителей от 29 августа 1990 г. значится: «Религиозное общество Р. П. Ц. в рабочем поселке Нижний Кисляй было снято с регистрации в довоенное время. До 1989 года здание церкви использовалось под мастерские и хранение зерна. В р.п. и прилежащих селах проживает более 8000 человек. Социологические  исследования показали, что среди жителей поселка высокая религиозность и верующие должны удовлетворять свои религиозные потребности в церквах, расположенных в 20-30 км от Кисляя»[29]. Местные органы поддержали просьбу верующих о регистрации религиозной общины и передаче здания церкви. Так начался новый этап в истории Дмитриевской церкви поселка Нижний Кисляй.

(Продолжение следует)

[21] ГАВО. Ф. Р-967. Оп. 1. Д. 49. Л. 22.

[22] Там же. Ф. Р-2565. Оп. 1 Д. 14.  Л. 242 и об.

[23] Там же. Д. 13. Л. 376.

[24] Там же. Д. 10. Л. 13 об.

[25] Там же. Д. 20. Л. 19 об.

[26] Там же. Л. 93.

[27] Там же. Л. 93 об.

[28]  Докучаев А.Т. Указ. соч. С. 22.

[29] ГАВО. Ф. Р-967. Оп. 1. Д. 2. Л. 14.

Материал публикуется с разрешения автора

Расписание богослужений

село Хвощеватка
21.12.2024 07:30
Божественная литургия.
село Новоживотинное
21.12.2024 16:00
Всенощное бдение. Исповедь.
22.12.2024 07:30
День Воскресный. Неделя 26-я по Пятидесятнице.
Божественная литургия.

Календарь


Евангельские Чтения

Яндекс.Метрика
Выражаем благодарность компании IT Group