(Примечание. Продолжение. Начало публикации читайте здесь Ч.1.)
Автор: Иван Михайлович Трунов (г. Воронеж)
[Часть 2]
Посмотрим теперь, что собой представляла церковная организация на приходском уровне во второй половине XIX – начале XX века. 16 апреля 1869 года императором Александром II было утверждено положение «О составе приходов и церковных причтов». Принятое положение предусматривало составление нового расписания приходов и причтов. Цель проводимой реформы заключалась в улучшении материального положения приходского духовенства путем уменьшения числа приходов и сокращения состава причтов. Положением допускалось существование самостоятельных и приписных церквей. Большинство существующих церквей оставались самостоятельными. Некоторые церкви и приходы, в основном из-за своей малочисленности, приписывались к другим приходским церквам. Положением также устанавливался штатный состав церковных причтов. Нормальный штат причта каждой самостоятельной приходской церкви состоял из настоятеля и одного причетника в звании псаломщика. Епархиальному архиерею предоставлялось право возводить псаломщиков в сан диакона при условии, что они, находясь на должностях псаломщиков, не освобождались от исполнения обязанностей псаломщиков. Дозволялось также сверх штатных псаломщиков определять к церквам внештатных диаконов, но при условии, что прихожане от себя назначат такому диакону достаточные средства содержания, отдельные от средств содержания штатных членов причта. Таким образом, штатные должности диаконов упразднялись[20].
В соответствии с Положением от 16 апреля 1869 года было составлено расписание городских и сельских приходов, церквей и причтов Воронежской епархии. Расписание Воронежской епархии находится в Российской национальной библиотеке в г. Санкт-Петербурге.20 Согласно данному документу, в Скрыпниковский приход входили 796 душ мужского пола, проживающие в слободе и в хуторе, располагавшемся в 6 верстах от слободы. В приходе состояла одна самостоятельная Архангельская церковь. Состав причта включал одного настоятеля и одного псаломщика[21].
Положение от 16 апреля 1869 года действовало в течение 15 лет. Высочайшим повелением от 16 февраля 1885 года правила о составе приходов и причтов были изменены. В соответствии с новыми правилами отменялось разделение церквей на самостоятельные и приписные, восстанавливалась в составе церковных причтов должность диакона, который полагался по штату, если количество верующих мужского пола в приходе составляло не менее 700 человек. Диакон в приходе должен был быть один независимо от количества священников. Количество псаломщиков в приходе соответствовало количеству священников. Церковь могла быть одноштатной (один священник и один псаломщик), двухштатной (два священника и два псаломщика) и т. д.[22].
С момента возникновения в 1858 году и на протяжении всей своей истории церковь в селе Скрипниково называется Михаило-Архангельской. Церковный причт всегда был одноштатным и состоял из одного священника и одного псаломщика. Несмотря на то, что количество прихожан позволяло иметь диакона, при Михаило-Архангельской церкви диакона никогда не было. Должность эта всегда оставалась свободной (вакантной). В приходе церкви состояли слобода Скрыпникова и хутор Вязовый. Так, в 1886 году в приходе насчитывалось 966 прихожан мужского и 1023 женского пола[23].
В соответствии с действующим законом, церковь имела право на приобретение пахотной земли. Минимальный размер земельного владения устанавливался в 33 десятины. Документы о предоставлении церкви в слободе Скрыпниковой земельного надела не обнаружены. В Указателе храмовых празднеств в Воронежской епархии отмечается, что Михаило-Архангельская церковь слободы Скрыпниковой имела 33 десятины пахотной земли[24]. Количество принадлежащей церкви земли не менялось на протяжении всей дореволюционной истории церкви. По состоянию на 1 января 1917 года церковному причту слободы Скрыпниковой принадлежали те же 33 десятины[25]. Вся земля или ее часть (сейчас это установить не представляется возможным) находилась на границе с Областью Войска Донского между хутором Вязовым и урочищем Копани. До настоящего времени сохранилось название одной из балок – Попова Лощина. 27 июля 1924 года на общем собрании жителей слободы Скрыпниковой решался вопрос о судьбе священнической земли. Предлагалось сдавать ее в аренду и вырученные средства направлять на обустройство и ремонт местной школы. Однако, это предложение не прошло. Было принято решение: бывшую священническую землю в количестве 20 десятин пустить в общий передел земли[26].
При православных церквах велись метрические книги, которые фиксировали факты рождения, крещения, венчания супругов, смерть прихожан, то есть выполняли те функции, которые с 1918 года стали выполнять отделы ЗАГС. При Михаило-Архангельской церкви слободы Скрыпниковой метрические книги велись с 1859 года[27]. Однако, до настоящего времени книги сохранились за период с 1888 года по 1917 год. Кроме того, отсутствуют они за 1897, 1907 и 1909 годы.
Первым известным на сегодняшний день священником слободы Скрыпниковой был Дмитрий Константинович Романовский. Дата назначения его священником в слободу Скрыпникову неизвестна. Достоверно известно, что в 1875 году он уже состоял в этой должности, поскольку с 13 ноября 1875 года занял место законоучителя (преподавателя Закона Божия) в только что открывшейся начальной школе[28]. В 1879 году за службу по духовному ведомству он был пожалован камилавкой[29]. А по случаю празднования Святой Пасхи в 1886 году был награжден Святейшим Синодом благословением Святейшего Синода без грамот. В слободе Скрыпниковой священник прослужил до декабря 1886 года[30].
В феврале 1887 года в сан священника Архангельской церкви слободы Скрыпниковой был рукоположен Василий Федорович Федотов. С марта 1887 года он занял также должность законоучителя при местной земской школе[31]. Священником в слободе Скрыпниковой прослужил около 3-х с половиной лет и 5 августа 1890 года по прошению был переведен священником Успенской церкви слободы Донецкой Монастырщины Богучарского уезда[32].
В августе 1890 года священником в слободу Скрыпникову был назначен Федор Михайлович Лукин[33]. Федор Михайлович был деятельным священником. Об этом говорит его служебная и общественная деятельность. Служба началась для молодого священника в трудное время. В 1891 году в результате засухи и неурожая в Воронежской губернии разразился страшный голод. Не обошел он стороной и слободу Скрыпникову. Ситуация сложилась крайне тяжелая. Священник Ф.М. Лукин отправился в г. Воронеж и напрямую лично обратился в Воронежский епархиальный комитет, образованный в сентябре 1891 года под председательством Епископа Воронежского и Задонского Анастасия для сбора пожертвований в пользу пострадавших от неурожая. На заседании Комитета 9 декабря 1891 года заслушали прошение священника об оказании к празднику Рождества Христова помощи его прихожанам, которые находились в крайне бедственном положении. Особенно пострадали 53 человека, из которых 25 человек – беспомощные бедняки, не имеющие общественной земли, а остальные калеки, не способные к физическому труду, а также престарелые, вдовы и сироты, которые голодали в буквальном смысле слова и побирались нищенством[34]. Комитетом было принято решение об оказании помощи прихожанам слободы Скрыпниковой. Из имеющихся в наличии запасов Комитета на месячное довольствие для 53 человек решено было отпустить 53 пуда сухарей или 53 пуда зерна ячменя (при наличии) в распоряжение местного попечительного совета. Священнику Ф. М. Лукину поручалось выслать подводы с мешками и уполномоченными для принятия хлеба или указать, на какую железнодорожную станцию выслать хлеб[35]. Однако, на этом проблема не была закрыта. К ней пришлось вернуться на заседании Епархиального комитета 17 января 1892 года, где вновь заслушали ходатайство Ф.М. Лукина об оказании немедленной благотворительной помощи. Федор Михайлович заявил о возникших трудностях, связанных с доставкой хлеба в его приход из-за большого расстояния до слободы Скрыпниковой от г. Воронежа (230 верст) и от ближайшей железнодорожной станции (130 верст)[36]. Ближайшей станцией железной дороги в то время была Таловая. Железная дорога Таловая – Калач будет построена позже. Движение поездов по ней будет открыто 12 июля 1896 года[37]. В итоге было решено выделить для слободы Скрыпниковой денежную сумму в размере 200 рублей на три месяца[38].
Ф.М. Лукин способствовал развитию народного образования в слободе Скрыпниковой. При нем в 1891 году была открыта школа грамоты[39]. Как местный священник, он стал преподавать в ней Закон Божий. С ноября 1893 года Федор Михайлович наряду с должностью законоучителя стал и учителем школы грамоты, которая в 1894 году была преобразована в церковно-приходскую школу[40]. В период с 1893 по 1896 год был участковым наблюдателем церковных школ[41]. С 16 февраля 1897 года по 6 октября 1899 года являлся председателем церковно-приходского попечительства, открытого им в слободе Скрыпниковой[42]. С именем Ф.М. Лукина связано и начало строительства кирпичной церкви в слободе Скрыпниковой. Именно ему принадлежала инициатива возведения нового храма. Под его руководством и его стараниями строительство было начато в 1899 году. С марта до октября 1899 года он возглавлял строительную комиссию[43]. Ф.М. Лукин прослужил в слободе Скрыпниковой свыше 9 лет. В октябре 1899 года по прошению он был определен на должность священника Успенской церкви г. Воронежа[44].
С октября 1899 года[45] до сентября 1906 года[46] священником слободы Скрыпниковой был сын настоятеля Преображенской церкви слободы Новой Криуши Сергей Белозоров. В октябре 1906 года была попытка назначения в слободу Скрыпникову нового священника. Так, 4 октября 1906 года вышло распоряжение епархиального начальства о перемещении на место священника Михаило-Архангельской церкви слободы Скрыпниковой священника церкви Святой Мученицы Любови слободы Шуриновки Богучарского уезда Петра Куницына по его прошению[47]. Однако, ровно через месяц, 4 ноября 1906 года, распоряжение о назначении было отменено, и Петр Куницын остался служить на прежнем месте в слободе Шуриновке[48].
К сожалению, не ясна ситуация с назначением в слободу Скрыпникову следующего священника Павла Петровича Куфаева. Распоряжение о назначении Павла Куфаева в епархиальных ведомостях за 1906 год отсутствует по неизвестной причине. Приходится обращаться к косвенным свидетельствам. В частности, в июне 1910 года Архиепископ Воронежский и Задонский Анастасий доводил до сведения Воронежского губернатора, что из справки в церковных ведомостях Архангельской церкви слободы Скрыпниковой следует, что священник Куфаев был определен в слободу Скрыпникову в 1906 году[49]. В Ведомости о состоянии церковно-приходских школ Богучарского уезда за 1907 – 1908 учебный год указано, что священник Павел Куфаев состоит заведующим и законоучителем Скрыпниковской церковно-приходской школы с 1906 года[50].
Между жителями слободы Скрыпниковой и новым священником сложились напряженные отношения. В Государственном архиве Воронежской области в фонде Канцелярии Воронежского губернатора сохранилось дело с рапортами губернатору Богучарского уездного исправника о недовольстве крестьян слободы Скрыпниковой Павлом Куфаевым. Сложная ситуация складывалась постепенно и к середине 1910 года достигла высшей точки. 31 мая 1910 года Богучарский уездный исправник направил Воронежскому губернатору рапорт. В нем говорилось, что 16 мая 1910 года пристав 4-го стана Богучарского уезда по просьбе Благочинного 6-го округа выезжал в слободу Скрыпникову для оказания содействия в смещении ктитора (церковного старосты) местной церкви крестьянина Василия Яковлевича Оболонского. Дело заключалось в следующем. Оболонский В.Я. за оскорбление священника церкви Павла Куфаева по определению Воронежской духовной консистории был отстранен от должности ктитора и находился под судом. Несмотря на это он упорно не желал сдавать должность другому лицу, а сельское общество не хотело никого выбирать на место Оболонского. После объявления Благочинным определения консистории о смещении Оболонского некоторые крестьяне выразили недовольство, заявили о своем нежелании избирать на должность ктитора другое лицо и не хотели, чтобы Оболонский передавал церковное имущество. Но в скором времени порядок был восстановлен. Оболонский с неохотой, но передал церковное имущество крестьянину Пантелеймону Артемьевичу Протопопову. С целью получить более подробные сведения о причинах нежелания крестьян слободы Скрыпниковой избирать другого ктитора вместо удаленного Оболонского, пристав негласным путем выяснил, что вражда между священником Павлом Куфаевым и прихожанами началась с момента поступления его в приход. Священник начал предъявлять ктиторам требования, чтобы свечи, приносимые ему исповедниками (существующий в слободе Скрыпниковой обычай) поступали не в доход церкви, как это практиковалось ранее, а в личную собственность священника. На этой почве возникали споры и ссоры, кончавшиеся сменою ктитора. В результате за короткое время было сменено три ктитора. После смещения Оболонского прихожане отказались выбирать нового ктитора, открыто заявляя: «Что же мы выбираем в ктитора самых лучших людей из своего прихода, но ни один из них не угодил батюшке, да еще один из них попал под суд. Теперь больше мы выбирать никого, кроме старого ктитора, не будем, так как он хороший ктитор». По заявлению большинства крестьян, смещенный ктитор Оболонский человек честный и за короткое время установил в церкви порядок. У него появились в большом количестве свечи и другие церковные принадлежности, тогда как при прежних ктиторах в церкви зачастую не было свечей. Кроме того, Оболонский собрал более 500 рублей на украшение церкви и постройка новой церкви, благодаря его стараниям, стала приближаться к концу. Священника же Куфаева прихожане не любят еще и за то, что он высылает обратно из алтаря с невынутыми частицами просфоры тех лиц, которые подают на проскомидию по одной копейке. У исправника сложилось впечатление, что священник Куфаев – человек неуживчивый, который, страдая глухотой, всех подозревает во враждебном к нему отношении[51].
Воронежский губернатор С.И. Голиков 19 июня 1910 года обратился с письмом к Архиепископу Воронежскому и Задонскому Анастасию. Он выразил обеспокоенность, что ненормальные отношения между священником и прихожанами в случае дальнейшего их обострения могут повлечь возникновение каких-либо беспорядков среди населения слободы Скрыпниковой, до настоящего времени отличавшегося мирным настроением[52]. Архиепископ Воронежский и Задонский Анастасий в ответном письме изложил свое видение проблемы. Он писал, что в Духовную консисторию поступала жалоба от 9 марта 1909 года от старосты Архангельской церкви слободы Скрыпниковой Василия Яковлевича Оболонского. В ней говорилось, что приходский священник Павел Куфаев не отдает ему, старосте, свечей, приносимых священнику исповедующимися, вопреки установившемуся при прежних старостах обычаю, и что священник Куфаев просфоры, подаваемые с одной копейкой на проскомидию, выбрасывает из алтаря. В апреле 1909 года было проведено следствие по данному делу. Присяжными показаниями свидетелей возведенные на священника Куфаева старостою Василием Оболонским обвинения были признаны ложными. Сам Оболонский на следствии заявил, что написанное им в жалобе является ложным. Поэтому жалоба Оболонского была признана неосновательной и оставлена без последствий. Далее Архиепископ доводил до сведения губернатора, что священник Куфаев, определенный в слободу Скрыпникову в 1906 году, застал старостой Афанасия Ксенофонтовича Юрова, который сполна доходил срок, на который был выбран. В 1908 году на новое трехлетие приходом был выбран в церковные старосты Василий Яковлевич Оболонский, отстраненный, как приговоренный судом к аресту, от должности на основании п. 3 параграфа 7 Высочайше утвержденной 12 июня 1890 года инструкции церковным старостам. Архиепископ уведомил губернатора, что священник Куфаев определен на новое место службы[53]. Воронежские епархиальные ведомости от 11 июля 1910 года сообщали, что 1 июля 1910 года для пользы службы священник Павел Куфаев был переведен к Покровской церкви села Русской Тростянки Коротоякского уезда[54]. Через несколько недель, 4 августа, по его прошению, он был возвращен в Богучарский уезд и назначен священником Богословской церкви слободы Мужичьей[55].
Некоторое время должность священника Михаило-Архангельской церкви оставалась вакантной[56]. В сентябре 1910 года священником слободы Скрыпниковой стал Иван Васильевич Шовский[57]. В мае 1914 года епархиальным начальством он был награжден набедренником[58]. 10 августа 1917 года священник Иван Шовский был уволен за штат[59]. Причина увольнения в распоряжении не была указана и осталась неизвестной. Последняя запись в качестве священника им сделана 13 – 15 августа 1917 года[60]. Однако, с декабря 1917 года в метрической книге возобновляются записи, сделанные заштатным священником Иваном Шовским[61]. Судьба Ивана Шовского оказалась трагической. Он был убит в годы гражданской войны. К сожалению, на сегодняшний день проблема времени, причин и обстоятельств гибели священника осталась до конца неразрешенной. У священника Ивана Шовского была крестница, жительница села Скрипниково Шеховцова (девичья фамилия – Гавшина) Мария Семеновна[62] (1914 – 2007). Священник села Солонки Волгоградской области Юрий Юрьевич Воронов в начале 2000-х годов приезжал домой к Марии Семеновне, вел с ней долгую беседу, по ходу беседы делал записи. Мария Семеновна рассказала ему о трагической гибели местного священника. Ее детская память на всю жизнь запечатлела страшную картину: когда отца Ивана несли уже мертвого, в его застывших руках был пучок травы[63]. Иван Шовский был тайно похоронен в слободе Скрыпниковой на местном кладбище.
Псаломщики также в основном были детьми священнослужителей или церковнослужителей, заканчивали низшие учебные заведения для духовенства – духовные училища. Некоторые не имели за плечами и законченного низшего образования. Сведения о псаломщиках отрывочны. Из Метрической книги Михаило-Архангельской церкви за 1888 год известно, что с января 1888 года псаломщиком церкви в сане диакона был В. В. Белозоров[64]. С какого времени он проходил службу псаломщиком в слободе Скрыпниковой, неизвестно. Во всяком случае, в 1888 году он уже был им. 15 декабря 1896 года в возрасте 54 лет Василий Васильевич умер от заворота кишок[65]. Псаломщиком стал учитель Скрыпниковской церковно-приходской школы М.А. Веневитинов. Однако, уже в июле 1903 года он был исключен из списков в связи со смертью[66]. Следующий псаломщик Гермоген Васильевич Быковский был перемещен в слободу Скрыпникову к Михаило-Архангельской церкви по прошению из соседнего хутора Собацкого[67]. Прослужив на новом месте около двух с половиной лет, в декабре 1905 года он по его просьбе был переведен из слободы Скрыпниковой псаломщиком Васильевской церкви в село Пчельники Воронежского уезда[68].
Последним псаломщиком Михаило-Архангельской церкви перед революцией 1917 года был Феодосий Александрович Авсенев. Он, наоборот, был переведен из села Пчельников Воронежского уезда в слободу Скрыпникову декабре 1905 года[69]. Об окончании Феодосием Авсеневым службы имеется рассказ в «Воспоминаниях» видного диссидента, одного из основоположников правозащитного движения в СССР доктора физико-математических Револьта Ивановича Пименова. Мемуары его изданы не были. С ними можно ознакомиться в Интернете. Вот отрывок из воспоминаний (орфография источника сохранена): «...В Усть-Бузулуцкую (в 1919 году – И.Т.) примчались из Скрипникова Авсеневы. Стоит задержаться на причинах их переезда. Будучи по местным понятиям человеком начитанным и знающим, Феодосий Авсенев направо и налево вещал, что «большевики – это монархисты». Сначала красные только грозились, веля заткнуться, но он не унимался. Раз вечерком «какие-то анархисты» вызвали на крыльцо и стали бить смертным боем. Кабы не случайно выглянувшая жена его Дарья, которой они почему-то смутились и от которой удрали, ухайдакали бы насмерть. Но после такой науки отец Феодосий счел необходимым смотаться под родственный кров в другое место»[70]. О деятельности Михаило-Архангельской церкви в годы революции и гражданской войны нам практически ничего не известно.
(Продолжение следует)
Список использованных источников и литературы
[19] ПСЗРИ. 1869. № 46974. С. 322 – 323.
[20] Раздорский А.И. Справочные издания епархий Русской Православной Церкви. 1861 – 1915. Сводный каталог и указатель содержания. Санкт-Петербург: РНБ. 2002. С. 70.
[21] Расписание городских и сельских приходов, церквей и причтов Воронежской епархии. С. 36.
[22] ПСЗРИ. 1885. № 2753. С. 65 – 66.
[23] Список церквей и приходов Воронежской епархии с алфавитным к нему указателем. С.105.
[24] Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Выпуск 1-й. - Воронеж, 1884. С. 244.
[25] ГАВО. Ф. И-19. Оп. 65. Д. 13. Л. 152.
[26] Калачеевский райархив. Ф. 19. Оп. 1. Д. 18а. Л. 31об.
[27] Список церквей и приходов Воронежской епархии с алфавитным к нему указателем. С. 105.
[28] ГАВО. Ф. И-64. Оп. 2. Д. 105. Л. 253 об.
[29] Воронежские епархиальные ведомости (далее ВЕВ. – Прим. ред.). 1 июня. 1879. № 11. С. 187.
[30] Журналы Богучарского очередного уездного земского собрания с 12 по 17 октября 1887 года. Воронеж, 1888. С. 96.
[31] ГАВО. Ф. И-84. Оп. 1. Д. 1951б. Часть 1. Л. 128 об.
[32] ВЕВ. 1 сент. 1890. № 17. С. 320.
[33] Там же.
[34] ВЕВ. 15 янв. 1892. № 2. С. 38 – 39.
[35] Там же. С. 39.
[36] ВЕВ.15 марта. 1892. № 6. С. 118.
[37] Летопись слободы Калача Успенской церкви. С. 36, 107.
[38] ВЕВ. 15 марта. 1892. № 6. С. 118.
[39] Журналы Богучарского уездного земского собрания очередной сессии 1910 г. Павловск, 1911. С. 316 – 317.
[40] ВЕВ. 15 апр. 1895. № 8. С. 190.
[41] ГАВО. Ф. И-84. Оп. 1. Д.951а 1. Часть 1. Л. 143 об.
[42] Там же.
[43] Там же.
[44] ВЕВ. 1 нояб. 1899. № 21. С. 415.
[45] ВЕВ. 15 нояб. 1899. № 22. С. 438.
[46] Метрические книги Михаило-Архангельской церкви слободы Скрыпниковой на 1906 и 1908 годы. Л. 16об – 17.
[47] ВЕВ. 1 нояб.1906. № 21. С. 386.
[48] ВЕВ. 1 дек. 1906. № 23. С. 410.
[49] ГАВО. Ф. И-6. Оп. 1. Д. 1723. Л. 3 – 3об.
[50 ] Журналы Богучарского уездного земского собрания очередного созыва с 30-го сентября по 6-е октября 1908 года. Павловск, 1909. С. 244.
[51] ГАВО. Ф. И-6. Оп. 1. Д. 1723. Л. 1 – 1об.
[52] Там же. Л. 2 – 2об.
[53] Там же. Л. 3 – 3об.
[54] ВЕВ. 11 июля. 1910. № 28. С. 287 – 288.
[55] ВЕВ. 15 авг. 1910. № 33. С. 371 – 372.
[56] ВЕВ. 11 июля. 1910. № 28. С. 303.
[57] ВЕВ. 26 сент. 1910. № 39. С. 403.
[58] ВЕВ. 15 июня. 1914. № 24. С. 257.
[59] Воронежский вестник церковного единения от 9 ноября 1917 года. № 32. С. 4.
[60] Метрическая книга Михаило-Архангельской церкви слободы Скрыпниковой на 1917 год. Л. 64об.
[61] Там же. Л.101об.
[62] Метрическая книга Михаило-Архангельской церкви слободы Скрыпниковой на 1914 год. Л.8об – 9.
[63] Ольшанская Мария. Сказание об отце Иоанне. Часть первая.
[64] Метрическая книга Михаило-Архангельской церкви слободы Скрыпниковой на 1888 год. Л. 61об.
[65] Метрическая книга Михаило-Архангельской церкви слободы Скрыпниковой за 1896 год. Л. 162об – 163.
[66] ВЕВ. 1 авг. 1903. № 15. с. 268.
[67] ВЕВ. 15 авг. 1903. № 16. С. 288.
[68] ВЕВ. 15 янв1906. № 2. С. 13.
[69] Там же.
[70] Ольшанская Мария. Сказание об отце Иоанне. Часть первая.
Материал публикуется с разрешения автора
* * *
Сведения об авторе:
Трунов Иван Михайлович, родился в селе Скрипниково Калачеевского района.
В 1994 году окончил исторический факультет Воронежского государственного университета.
Занимается изучением истории сёл Новая Криуша, Скрипниково, Советское и Калачеевского района в целом.