В истории русской литературы, пожалуй, мало найдется таких поэтов, которые не откликались бы в своем творчестве на Благую весть христианства. Тема Рождества Христова часто находила свое отражение и в стихах менее известных авторов, большинство из которых сохранилось сегодня лишь на страницах дореволюционных духовных журналов. В основном это были произведения, авторы которых наиболее близко следовали Евангельскому повествованию; в содержании некоторых стихов также могли присутствовать рождественские мотивы; в редких случаях поэтические произведения содержали философские раздумья на тему «Бог и человек».
В настоящей публикации мы решили вспомнить о некоторых поэтических творениях воронежских авторов, которые были напечатаны в «Воронежских епархиальных ведомостях» более 100 лет назад.
Рождество Христово
Спит все кругом в непостижимом молчаньи,
Грезят волшебною грезой леса,
Ярко залитые чудным сияньем,
Спят небеса…
Точно серебряной, чистой волною,
Скатертью белой покрыты поля…
Светлого Агнца с любовью святою
Жаждет земля…
Он не родится в хоромах богатых.
В злате не будет одежда Царя –
Сердцем, светлее и чище, что злато,
Встретит Владыку земля.
Брат! Этой ночи сияньем согретый,
Мир беззаветно и свято любя,
Ты приготовь для принятия света
Ясли в душе у себя.
Мир твой наполнится блеском чудесным,
Он озлотит твоей жизни зарю,
И возгласишь ты за хором небесным:
«Слава Младенцу Царю!»
Т. Плохих.
1910 г.
|
Рождество Христово
В эту ночь необычайную
Мир наполнился чудес.
Волей высшею и тайною
Грань нарушилась небес:
Дева – мать; пещера – небо;
Ясли – Вышняго престол
И дыханьем согревает
Всем Дающаго жизнь вол.
Ухо смертных наслаждается
Песнью ангелов святых
На земле Христос рождается –
Жизнь и мертвых и живых.
Озаряя тьму ночную,
Вифлеемская звезда
Воссияла над землею
Не на миг, а навсегда!
Псалом. Ив. Прозоровский.
1911 год
|
Рождество Христово
(Стихотворение в прозе)
Тихая южная ночь. У стад, утомившись, спят пастухи. Массою темной городок чуть виден вдали. То – Вифлеем. А там, далеко, у подножья горы спит город святой – буйного Рима вассал покорный…
Умолкли здесь споры дневные ученых мужей о Мессии, о том, где родиться Ему, от кого, о конце Даниила седмин…
На ложе своем непокоен Ирод правитель один: ему чудятся мудрые люди Востока – волхвы, что днем приходили с вопросом: «Где рожденный Царь Иудейский? Где?.. За звездою Его мы пришли поклониться Ему!» и чудится Ироду восстанье евреев… Их слава побед с новым вождем… И позор свой и власти потеря и униженье.
В волнении с ложа встает властелин:
«Младенец родился… Царь! Но мне ли, ставленнику железного Рима, дитяти бояться? Тому ли за власть опасаться, за кем стоят войск легионы?
Явится Рима орлы – какой устоит венценосец… И соперник кто?
- В Вифлеем но-во-рож-денный!... Но евреи хитры… Завтра же выдам приказ перебить ребятишек в том городишке».
Мысли своей улыбнувшись, возлег и смежил очи владыка.
Спокойно все. И люди спят и заснула природа. С безлунной выси небосвода одна лишь тьма плывет к земле; в ее колеблющейся мгле сокрылся сад, дворец владыки, колонны храма и Сион…
Но вот над трепетным востоком звезда взошла… Огненным потоком сверкнули яркие лучи. Звезда волхвов то… Звезда плыла и за звездою, покинув град, пошли волхвы.
Над Вифлеемом вдруг разверзся небесный чертог и ожил… Послышалась дивная ангелов песнь неземная: «Слава в вышних Богу и на земли мир!»
Пастыри стад, проснувшись, со страхом смотрели на диво, слушая песнь мира, любви, что неслась над землей… И ангел сказал им, что родился Царь мира – Спаситель, что жданный народом пришел Искупитель. И пошли пастухи в пещеру к Нему и, падши на землю, поклон принесли лежащему в яслях Младенцу.
Пришли мудрецы – трое волхвов, трое восточных царей – и почтили мира Царя дорогими дарами.
А над пещерой стояла звезда и лился потоком свет от нее и уходила, волнуясь, густая мгла…
Вырос Младенец Христос и учил мир – миру, любви, всепрощенья…
В.Н. Вы-кий.
1911 г.