.jpg)
Автор: А. В. Ярцева
Коллекция А. Пронина
В 1894 г. в России частные лица получили право издавать открытые письма – ранее это было государственной монополией. Удобный и недорогой вид почтовой корреспонденции, открытки пользовались спросом, и вскоре их стали выпускать многочисленные издательства, как столичные, так и провинциальные. Начался расцвет отечественной изобразительной открытки, и она не только репродуцирует фотографические виды городов или знаменитые картины – специально для нее создают оригиналы современные художники.
![С праздником Рождества Христова и наступающим Новым годом! : почтовая карточка - В Стокгольме : Акц. о:во Гранберг, [между 1904 и 1916]. - Хромолитография ; 8,9х14 см.](/uploads/images/news/%D0%97%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%BA%D0%B8%D0%BD%20%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%20%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87.%20%D0%A1%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BC%20%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%BC%20%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%BC%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BC!.jpg)
С момента своего возникновения открытки, конечно же, использовались для поздравлений, поскольку могли быстро донести до близких людей слова праздничного приветствия. Среди рождественских и новогодних художественных открыток начала XX в., хранящихся в фондах Отдела эстампов Российской национальной библиотеки, есть изданные как в России, так и за рубежом, но для русского рынка. Они имеются в так называемом «внеколлекционном собрании», а также в небольшой коллекции, подаренной РНБ в 1997 г. Тогда из США, из калифорнийской Библиотеки имени Генри Мэддена, были получены около 500 открыток, собранных Александром Прониным (1927-2007) – профессором-русистом, коллекционером материалов по русской и советской истории и культуре.
Из этой коллекции происходит, например, открытка по рисунку Бориса Васильевича Зворыкина (1872-1945), выпущенная крупным стокгольмским издательством – Акционерным обществом Гранберга. Зворыкин – график и книжный иллюстратор, работавший также над храмовыми росписями и иконами – соединил в открытке зимний пейзаж и орнаментально-шрифтовую композицию, создав выразительную стилизацию старинной рукописной миниатюры.
Открытки Общины святой Евгении (Санкт-Петербург) и других издательств
Совершенно по-иному решены открытки другого известного стокгольмского издателя – Э. Сванстрема, с которым сотрудничал художник по фамилии Николаев. Это сцены из сельского быта, разыгранные около занесенных снегом построек.
В традициях русской реалистической графики выполнен рисунок Ивана Васильевича Симакова (1877-1925) для открытки «Славильщики», изображающей крестьянских мальчиков, которые идут с рождественской звездой славить Христа и поздравлять всех с праздником. Симаков, получивший архитектурное образование, занимался преимущественно книжной иллюстрацией.
![Славельщики : открытое письмо / И. Симаков. - [Санкт-Петербург : Община св. Евгении, 1910]. - Цветная автотипия ; 13,9х9,1 см.](/uploads/images/news/%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%2C%20%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%20%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%20(1877-1925).%20%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%89%D0%B8%D0%BA%D0%B8.jpg)
Для крупнейшего из отечественных издательств открыток – Общины святой Евгении – он сделал в общей сложности три открытки, причем сюжеты всех трех и время их выхода из печати, очевидно, приурочены к празднику: «За елками» – в ноябре1909 г., «Славильщики» – в декабре 1910 г., «Как Ваше имя? – Смотрит он и отвечает: Агафон» (сцена из святочного гадания Татьяны в пушкинском «Евгении Онегине») – в декабре 1911 г.
![Святочное гаданье = La bonne aventure pendant les fêtes de Noël : [открытка] / Н.К. Пимоненко. - Stockholm : Granbergs Aktiebolag, [между 1904 и 1917]. - Цветная автотипия ; 13,8х8,9 см.](/uploads/images/news/%D0%9F%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%2C%20%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9%20%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%20(1862-1912).%20%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%8C%D0%B5.jpg)
Девичье гадание – языческий обряд, приходившийся на христианские Святки (праздничные дни между Рождеством Христовым и Крещением Господним), своей романтической живописностью привлекал художников и неоднократно появлялся на открытках.
То же издательство Общины святой Евгении в декабре 1907 г. выпустило «Гаданье» Федора Федоровича Бухгольца (1857-1942), а к непревзойденной по популярности картине Николая Корнильевича Пимоненко (1862-1912) «Святочное гаданье» обращалось дважды, в 1901 и 1905 г. (при этом первый, хромолитографированный вариант выдержал впоследствии не менее 12 изданий). Полотно, принесшее успех молодому живописцу, было написано в 1888 г. и с 1898 г. хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Помимо Общины, на открытках в начале XX в., издавали его и Русский музей, и шведское Акционерное общество Гранберга.
![У елки : открытое письмо. - [Санкт-Петербург : Община св. Евгении, 1905]. - Фототипия ; 9х14 см.](/uploads/images/news/%D0%91%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%B2%2C%20%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%20%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%20(1842-1918).%20%D0%A3%20%D1%91%D0%BB%D0%BA%D0%B8.jpg)
Образ «городского» и одновременно «детского» рождественского праздника создал для Общины святой Евгении художник Виктор Алексеевич Бобров (1842-1918).Этот плодовитый мастер – живописец-портретист, работавший также в технике гравюры, занимавшийся акварелью и рисунком – сотрудничал с Общиной с 1901 по 1917 гг. Он оставил целую галерею салонных женских «головок» и ярких «боярышень», на фоне которой рисунок 1905 г.«У елки» выделяется искренностью персонажей и простотой исполнения.
![[Сон] : открытое письмо. - [Санкт-Петербург : Община св. Евгении, 1904]. – Хромолитография ; 9х14,2 см.](/uploads/images/news/%D0%9B%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D0%BD%2C%20%D0%90%D0%B3%D0%BD%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0%20%D0%AD%D0%B4%D1%83%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%20(1878-).%20%D0%A1%D0%BE%D0%BD.jpg)
Годом раньше рождественская серия из 10 открыток с детскими сюжетами была выпущена Общиной святой Евгении по оригиналам Агнессы Эдуардовны Линдеман (1878-?) – акварелистки, иллюстратора и вышивальщицы.
Открытки «Серии 10» издателя А.Н. Генегара (Москва)
Выпуск рождественских открыток сериями был в практике и других издательств. У Алексея Николаевича Генегара – владельца торгового дома «Генегар и Ко», фотолитографии и фотоцинкографии в Москве – вышли в годы Первой мировой войны как минимум две такие подборки, в каждой из которых по 6 открыток.
Но если «Серия 12» основана на вполне реалистических зарисовках из фронтовой жизни, то «Серия 10» – это рождественская фантазия. Даже в старике-крестьянине с елкой в руках можно увидеть что-то загадочное, если вспомнить о других открытках серии: о мальчике, который ведет по снегу ослика с елкой; о шагающих из села славильщиках-медведях; о лесных зверях около наряженной ели, стоящей среди глухого леса...
Кстати, у последних сюжетов примерно через четыре десятилетия появятся определенные параллели в советской новогодней открытке, которая охотно изображала медвежат, лисят, зайчат и бельчат, занятых украшением елочки в лесу и прочими новогодними хлопотами.
Открытки А.К. Красовского для издательства «Рассвет» (Киев)
Серии поздравительных открыток, в том числе рождественских, выпускало и такое крупное издательство, как киевский «Рассвет». Для одной из них, напечатанной в «Типографии С.В. Кульженко», 8 рисунков выполнил в 1915 г. Александр Константинович Красовский. Подражающие приемам дальневосточного искусства, они вступают в странный контраст с собственной сюжетной основой (большинство рисунков можно связать с событиями праздника: ангел в небе, благовестие пастухам, шествие волхвов, поклонение Младенцу). Стилистический выбор художника, возможно, объясняется не только попыткой привлечь зрителя-покупателя чем-то необычным, но и реалиями Первой мировой войны: на момент создания рисунков Китай поддерживал нейтралитет, а Япония была союзником России.
Об авторе этих открыток – графике, мастере-книгопечатнике – известно очень немного. Он жил в Киеве и в 1907-1910 гг. учился там в Художественно-ремесленной учебной мастерской печатного дела. Организованная в 1903 г. для учеников типографий, она принимала на обучение лиц обоего пола всех сословий в возрасте от 12 до 16 лет; в программе были и технические предметы, и общеобразовательные, а также практические занятия. Одним из ее устроителей стал Стефан Васильевич Кульженко, владелец известной киевской типографии. Много внимания Учебной мастерской уделял его сын Василий Стефанович Кульженко, унаследовавший «Типографию С.В. Кульженко». В ней Красовский служил фотографом, заканчивая обучение в Мастерской печатного дела. В 1910-1912 гг. в той же Учебной мастерской он являлся уже преподавателем практических занятий: сначала по граверному и цинкографическому делу, затем по фотографии.
Красовским был исполнен от руки экземпляр каталога выставки ученических работ, поднесенный в 1911 г. императору Николаю II во время его визита в Киев. В 1914-1915 гг. Красовский рисовал для издательства «Рассвет» открытки на военные сюжеты и поздравительные: рождественские и пасхальные. В 1915 г. он, наряду с другими художниками, иллюстрировал литературный сборник «Арион» и книгу В.З. Завитневича «Владимир – Красно солнышко» (в ней ему принадлежат только инициалы), а в 1919 г. выполнил шрифтовую обложку к изданию доклада В.М. Базилевича «Извет старца Рафаила: из киевских настроений времени Богдана Хмельницкого». Красовского, кроме того, называют автором эскизов денежных знаков Украины 1918 года выпуска.
Открытки с зимними видами
О художнике Иосифе Васильевиче Белоусове – авторе зимних пейзажей, которые воспроизводили на открытках зарубежные издатели (например, стокгольмское издательство Э. Сванстрема) тоже известно немного. В начале XX в. он жил в Санкт-Петербурге, работал в Экспедиции заготовления государственных бумаг. Помимо открыток с идиллическими видами заснеженных полей и деревень, в наследии Белоусова есть еще иллюстрации к изданиям по глиняному производству.
Открытки с изображением русской зимы не являлись в собственном смысле поздравительными. Вместе с тем они могли использоваться для поздравлений, и это доказывают некоторые экземпляры, происходящие из собрания А. Пронина. Таково, к примеру, одно из открытых писем по оригиналу Михаила Маркиановича Гермашева (1867-1930), отправленное в декабре 1910 г. с наилучшими пожеланиями по случаю нового года. Оно было выпущено рижским издательством «Ленц и Рудольф», которое репродуцировало многие работы этого популярного в конце XIX – начале XX в. пейзажиста.
Пожелание счастливого 1914 года содержится и на почтовой карточке с зимним пейзажем Александра Алексеевича Лаврова (1857-?), более известного своими открытками с детской тематикой.
Впрочем, соотношение сюжета открытки и ее текста не всегда столь предугадываемо: «Зима» знаменитого пейзажиста, академика Константина Яковлевича Крыжицкого (1858-1911), напечатанная в ноябре 1912 г. для издательства Общины святой Евгении, была выбрана не для рождественского, а для пасхального поздравления.
Равным образом и время выхода из печати открыток с зимними видами не следует связывать исключительно с концом календарного года: так, 5 февраля 1916 г. цензурные разрешения были получены для ряда открыток одной из благотворительных организаций – Любанского общества попечения о бедных. В их числе вместе с несколькими летними сценами было и «Морозное утро» Михаила Абрамовича Балунина (1875-1942) – автора жанровых и пейзажных работ, погибшего в блокадном Ленинграде.
Стоит отметить, что зимний вид – это еще одна точка соприкосновения изданий начала XX в. и новогодних открыток середины – второй половины XX в. (другая, напомним – «анималистические» композиции). Дополняя представление о работе разных издательств в первые десятилетия XX в., напоминая о творчестве известных и почти забытых художников, она, кроме того, демонстрирует экземпляры открыток, интересные как документальные источники. Сохранившиеся в американской коллекции А. Пронина, они возвращают в Россию часть ее истории.
Источник: Виртуальные выставки Российской Национальной Библиотеки