08.01.2018 [ Культура ]

Рождественские открытки

Автор: А. В. Ярцева

Коллекция А. Пронина

В 1894 г. в России частные лица получили право издавать открытые письма  ранее это было государственной монополией. Удобный и недорогой вид почтовой корреспонденции, открытки пользовались спросом, и вскоре их стали выпускать многочисленные издательства, как столичные, так и провинциальные. Начался расцвет отечественной изобразительной открытки, и она не только репродуцирует фотографические виды городов или знаменитые картины – специально для нее создают оригиналы современные художники.

С праздником Рождества Христова и наступающим Новым годом! : почтовая карточка - В Стокгольме : Акц. о:во Гранберг, [между 1904 и 1916]. - Хромолитография ; 8,9х14 см.

С момента своего возникновения открытки, конечно же, использовались для поздравлений, поскольку могли быстро донести до близких людей слова праздничного приветствия. Среди рождественских и новогодних художественных открыток начала XX в., хранящихся в фондах Отдела эстампов Российской национальной библиотеки, есть изданные как в России, так и за рубежом, но для русского рынка. Они имеются в так называемом «внеколлекционном собрании», а также в небольшой коллекции, подаренной РНБ в 1997 г. Тогда из США, из калифорнийской Библиотеки имени Генри Мэддена, были получены около 500 открыток, собранных Александром Прониным (1927-2007) – профессором-русистом, коллекционером материалов по русской и советской истории и культуре.

Из этой коллекции происходит, например, открытка по рисунку Бориса Васильевича Зворыкина (1872-1945), выпущенная крупным стокгольмским издательством – Акционерным обществом Гранберга. Зворыкин – график и книжный иллюстратор, работавший также над храмовыми росписями и иконами – соединил в открытке зимний пейзаж и орнаментально-шрифтовую композицию, создав выразительную стилизацию старинной рукописной миниатюры.

Открытки Общины святой Евгении (Санкт-Петербург) и других издательств

Совершенно по-иному решены открытки другого известного стокгольмского издателя – Э. Сванстрема, с которым сотрудничал художник по фамилии Николаев. Это сцены из сельского быта, разыгранные около занесенных снегом построек.

[Крестьянские дети, украшающие рождественскую елку] : открытое письмо. - [Stockholm] : E. G. S. i. S., [между 1904 и 1917]. - Цветная автотипия ; 8,9х13,9 см. С Рождеством Христовым : почтовая карточка. - [Stockholm] : E. G. S. i. S., [между 1904 и 1912]. - Цветная автотипия ; 8,9х13,9 см. С Рождеством Христовым : почтовая карточка. - [Stockholm] : E. G. S. i. S., [между 1904 и 1913]. - Цветная автотипия ; 8,9х13,9 см.

В традициях русской реалистической графики выполнен рисунок Ивана Васильевича Симакова (1877-1925) для открытки «Славильщики», изображающей крестьянских мальчиков, которые идут с рождественской звездой славить Христа и поздравлять всех с праздником. Симаков, получивший архитектурное образование, занимался преимущественно книжной иллюстрацией.

Славельщики : открытое письмо / И. Симаков. - [Санкт-Петербург : Община св. Евгении, 1910]. - Цветная автотипия ; 13,9х9,1 см.

Для крупнейшего из отечественных издательств открыток – Общины святой Евгении – он сделал в общей сложности три открытки, причем сюжеты всех трех и время их выхода из печати, очевидно, приурочены к празднику: «За елками» – в ноябре1909 г., «Славильщики» – в декабре 1910 г., «Как Ваше имя? – Смотрит он и отвечает: Агафон» (сцена из святочного гадания Татьяны в пушкинском «Евгении Онегине») – в декабре 1911 г.

Святочное гаданье = La bonne aventure pendant les fêtes de Noël : [открытка] / Н.К. Пимоненко. - Stockholm : Granbergs Aktiebolag, [между 1904 и 1917]. - Цветная автотипия ; 13,8х8,9 см.

Девичье гадание – языческий обряд, приходившийся на христианские Святки (праздничные дни между Рождеством Христовым и Крещением Господним), своей романтической живописностью привлекал художников и неоднократно появлялся на открытках.

То же издательство Общины святой Евгении в декабре 1907 г. выпустило «Гаданье» Федора Федоровича Бухгольца (1857-1942), а к непревзойденной по популярности картине Николая Корнильевича Пимоненко (1862-1912) «Святочное гаданье» обращалось дважды, в 1901 и 1905 г. (при этом первый, хромолитографированный вариант выдержал впоследствии не менее 12 изданий). Полотно, принесшее успех молодому живописцу, было написано в 1888 г. и с 1898 г. хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Помимо Общины, на открытках в начале XX в., издавали его и Русский музей, и шведское Акционерное общество Гранберга.

У елки : открытое письмо. - [Санкт-Петербург : Община св. Евгении, 1905]. - Фототипия ; 9х14 см.

Образ «городского» и одновременно «детского» рождественского праздника создал для Общины святой Евгении художник Виктор Алексеевич Бобров (1842-1918).Этот плодовитый мастер – живописец-портретист, работавший также в технике гравюры, занимавшийся акварелью и рисунком – сотрудничал с Общиной с 1901 по 1917 гг. Он оставил целую галерею салонных женских «головок» и ярких «боярышень», на фоне которой рисунок 1905 г.«У елки» выделяется искренностью персонажей и простотой исполнения.

[Сон] : открытое письмо. - [Санкт-Петербург : Община св. Евгении, 1904]. – Хромолитография ; 9х14,2 см.

 
Годом раньше рождественская серия из 10 открыток с детскими сюжетами была выпущена Общиной святой Евгении по оригиналам Агнессы Эдуардовны Линдеман (1878-?) – акварелистки, иллюстратора и вышивальщицы.

 

Открытки «Серии 10» издателя А.Н. Генегара (Москва)

Выпуск рождественских открыток сериями был в практике и других издательств. У Алексея Николаевича Генегара – владельца торгового дома «Генегар и Ко», фотолитографии и фотоцинкографии в Москве – вышли в годы Первой мировой войны как минимум две такие подборки, в каждой из которых по 6 открыток.

Но если «Серия 12» основана на вполне реалистических зарисовках из фронтовой жизни, то «Серия 10» – это рождественская фантазия. Даже в старике-крестьянине с елкой в руках можно увидеть что-то загадочное, если вспомнить о других открытках серии: о мальчике, который ведет по снегу ослика с елкой; о шагающих из села славильщиках-медведях; о лесных зверях около наряженной ели, стоящей среди глухого леса...

[Волки у рождественской елки в лесу] : почтовая карточка. - Москва : изд. А.Н.Г., [между 1914 и 1917]. - Цветная автотипия ; 13,7х8,9 см. - (Серия 10 ; 6). [Медведи-славильщики] : почтовая карточка. - Москва : изд. А.Н.Г., [между 1914 и 1917]. - Цветная автотипия ; 13,7х8,9 см. - (Серия 10 ; 3). [Зайцы у рождественской елки в лесу] : почтовая карточка. - Москва : изд. А.Н.Г., [между 1914 и 1917]. - Цветная автотипия ; 13,7х8,9 см. - (Серия 10 ; 1)
[Лисы у рождественской елки в лесу] : почтовая карточка. - Москва : изд. А.Н.Г., [между 1914 и 1917]. - Цветная автотипия ; 8,7х13,7 см. - (Серия 10 ; 5). [В город с рождественскими елками] : почтовая карточка. - Москва : изд. А.Н.Г., [между 1914 и 1917]. - Цветная автотипия ; 8,7х13,7 см. - (Серия 10 ; 4). [С рождественской елкой] : почтовая карточка. - Москва : изд. А.Н.Г., [между 1914 и 1917]. - Цветная автотипия ; 8,9х13,7 см. - (Серия 10 ; 2).

Кстати, у последних сюжетов примерно через четыре десятилетия появятся определенные параллели в советской новогодней открытке, которая охотно изображала медвежат, лисят, зайчат и бельчат, занятых украшением елочки в лесу и прочими новогодними хлопотами.

Открытки А.К. Красовского для издательства «Рассвет» (Киев)

Серии поздравительных открыток, в том числе рождественских, выпускало и такое крупное издательство, как киевский «Рассвет». Для одной из них, напечатанной в «Типографии С.В. Кульженко», 8 рисунков выполнил в 1915 г. Александр Константинович Красовский. Подражающие приемам дальневосточного искусства, они вступают в странный контраст с собственной сюжетной основой (большинство рисунков можно связать с событиями праздника: ангел в небе, благовестие пастухам, шествие волхвов, поклонение Младенцу). Стилистический выбор художника, возможно, объясняется не только попыткой привлечь зрителя-покупателя чем-то необычным, но и реалиями Первой мировой войны: на момент создания рисунков Китай поддерживал нейтралитет, а Япония была союзником России.

С праздником Рождества Христова : [открытка]. - Киев : Рассвет, [1915]. - Хромолитография ; 14х8,9 см. С праздником Рождества Христова! : [открытка]. - Киев : Рассвет, [1915]. - Хромолитография ; 8,9х14 см. С праздником Рождества Христова : [открытка]. - Киев : Рассвет, [1915]. - Хромолитография ; 14,1х8,9 см. С праздником Рождества Христова! : [открытка]. - Киев : Рассвет, [1915]. - Хромолитография ; 8,9х14,2 см.
С праздником Рождества Христова : [открытка]. - Киев : Рассвет, [1915]. - Хромолитография ; 14,1х8,9 см.С праздником Рождества Христова : [открытка]. - Киев : Рассвет, [1915]. - Хромолитография ; 14х8,9 см.С праздником Рождества Христова : [открытка]. - Киев : Рассвет, [1915]. - Хромолитография ; 8,9х14 см.С праздником : [открытка]. - Киев : Рассвет, [1915]. - Хромолитография ; 14х8,9 см.

Об авторе этих открыток – графике, мастере-книгопечатнике – известно очень немного. Он жил в Киеве и в 1907-1910 гг. учился там в Художественно-ремесленной учебной мастерской печатного дела. Организованная в 1903 г. для учеников типографий, она принимала на обучение лиц обоего пола всех сословий в возрасте от 12 до 16 лет; в программе были и технические предметы, и общеобразовательные, а также практические занятия. Одним из ее устроителей стал Стефан Васильевич Кульженко, владелец известной киевской типографии. Много внимания Учебной мастерской уделял его сын Василий Стефанович Кульженко, унаследовавший «Типографию С.В. Кульженко». В ней Красовский служил фотографом, заканчивая обучение в Мастерской печатного дела. В 1910-1912 гг. в той же Учебной мастерской он являлся уже преподавателем практических занятий: сначала по граверному и цинкографическому делу, затем по фотографии.

Красовским был исполнен от руки экземпляр каталога выставки ученических работ, поднесенный в 1911 г. императору Николаю II во время его визита в Киев. В 1914-1915 гг. Красовский рисовал для издательства «Рассвет» открытки на военные сюжеты и поздравительные: рождественские и пасхальные. В 1915 г. он, наряду с другими художниками, иллюстрировал литературный сборник «Арион» и книгу В.З. Завитневича «Владимир – Красно солнышко» (в ней ему принадлежат только инициалы), а в 1919 г. выполнил шрифтовую обложку к изданию доклада В.М. Базилевича «Извет старца Рафаила: из киевских настроений времени Богдана Хмельницкого». Красовского, кроме того, называют автором эскизов денежных знаков Украины 1918 года выпуска.

Открытки с зимними видами

О художнике Иосифе Васильевиче Белоусове – авторе зимних пейзажей, которые воспроизводили на открытках зарубежные издатели (например, стокгольмское издательство Э. Сванстрема) тоже известно немного. В начале XX в. он жил в Санкт-Петербурге, работал в Экспедиции заготовления государственных бумаг. Помимо открыток с идиллическими видами заснеженных полей и деревень, в наследии Белоусова есть еще иллюстрации к изданиям по глиняному производству.

[Деревенская улица зимой : открытка]. - [Stockholm] : E. G. S. i. S., [между 1904 и 1917] . - Цветная автотипия ; 8,8х13,8 см. [За деревенской околицей зимой : открытка]. - [Stockholm] : E. G. S. i. S., [между 1904 и 1917] . - Цветная автотипия ; 8,8х13,8 см. Im Winter : [открытка]. - [S. l.] : H. A. W., [между 1904 и 1917]. - Цветная автотипия ; 8,8х13,9 см. - (Serie 67).

Открытки с изображением русской зимы не являлись в собственном смысле поздравительными. Вместе с тем они могли использоваться для поздравлений, и это доказывают некоторые экземпляры, происходящие из собрания А. Пронина. Таково, к примеру, одно из открытых писем по оригиналу Михаила Маркиановича Гермашева (1867-1930), отправленное в декабре 1910 г. с наилучшими пожеланиями по случаю нового года. Оно было выпущено рижским издательством «Ленц и Рудольф», которое репродуцировало многие работы этого популярного в конце XIX – начале XX в. пейзажиста.

Зима = Winter : почтовая карточка / М. Гермашев. - Рига : издание Ленц и Рудольф, [между 1904 и 1917]. - Цветная автотипия ; 9х13,9 см. Домой = Heimwärts : открытое письмо / М. Гермашев. - Рига : издание Ленц и Рудольф, [между 1904 и 1910]. - Цветная автотипия ; 8,9х13,9 см. Зимнее утро = Wintermorgen : почтовая карточка / М. Гермашев. - Рига : издание Ленц и Рудольф, [между 1904 и 1913]. - Цветная автотипия ; 9х13,9 см.

Пожелание счастливого 1914 года содержится и на почтовой карточке с зимним пейзажем Александра Алексеевича Лаврова (1857-?), более известного своими открытками с детской тематикой.

Впрочем, соотношение сюжета открытки и ее текста не всегда столь предугадываемо: «Зима» знаменитого пейзажиста, академика Константина Яковлевича Крыжицкого (1858-1911), напечатанная в ноябре 1912 г. для издательства Общины святой Евгении, была выбрана не для рождественского, а для пасхального поздравления.

Равным образом и время выхода из печати открыток с зимними видами не следует связывать исключительно с концом календарного года: так, 5 февраля 1916 г. цензурные разрешения были получены для ряда открыток одной из благотворительных организаций – Любанского общества попечения о бедных. В их числе вместе с несколькими летними сценами было и «Морозное утро» Михаила Абрамовича Балунина (1875-1942) – автора жанровых и пейзажных работ, погибшего в блокадном Ленинграде.

Зимний пейзаж : почтовая карточка / А. Лавров. - [Б. м. : б. и., между 1904 и 1913]. - Цветная автотипия ; 8,9х13,8 см. Зима : открытое письмо / К.Я. Крыжицкий. – [Санкт-Петербург : Община св. Евгении, 1912]. - Цветная автотипия ; 8,7х13,6 см. Морозное утро = Gelée matinale = A frosty morning : открытое письмо / М.А. Балунин. - Любань : изд. Любанск. о-ва попеч. о бедн., ценз. 1916. - Цветная автотипия ; 9,2х14,2 см.

Стоит отметить, что зимний вид – это еще одна точка соприкосновения изданий начала XX в. и новогодних открыток середины – второй половины XX в. (другая, напомним – «анималистические» композиции). Дополняя представление о работе разных издательств в первые десятилетия XX в., напоминая о творчестве известных и почти забытых художников, она, кроме того, демонстрирует экземпляры открыток, интересные как документальные источники. Сохранившиеся в американской коллекции А. Пронина, они возвращают в Россию часть ее истории.

Источник: Виртуальные выставки Российской Национальной Библиотеки

Расписание богослужений

село Староживотинное
18.12.2018 16:00
Всенощное бдение. Исповедь
19.12.2018 08:00
святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
Божественная Литургия
село Хвощеватка
21.12.2018 16:00
Вечернее богослужение. Исповедь
22.12.2018 08:00
Божественная Литургия
село Новоживотинное
22.12.2018 16:00
Всенощное бдение. Исповедь
23.12.2018 08:00
Неделя 30-я по Пятидесятнице. Свт. Иоасафа, еп. Белгородского (1754).
Божественная Литургия

Календарь


Евангельские Чтения

Яндекс.Метрика
Выражаем благодарность компании IT Group