18.01.2023 [ Проповеди ]

Слово в день Крещения Господня

(Андрей Рублев. Крещение. Икона. Ок.1408. Из иконостаса Успенского собора во Владимире. Экспонируется в Михайловском дворце, Санкт-Петербург)

священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

Торжественно празднуют христиане явление Бога во плоти, ныне крестившегося в водах Иорданских, от Отца свидетельствованного гласом с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» и через Духа «в виде голубине» восприявшего Отеческого «словесе утверждение»2. Изображает святая Церковь сие явление и во вдохновенных песнях, как бы «духом» радости «плещущих»3, и через торжественное шествие на «Иордан».

Празднующие толпы народа дополняют торжество.

Но все-таки полно ли настоящее торжество? Ведь если бы оно было полно, то стенки сердца как бы не могли сдержать восторга, охватившего душу, как эти толпы прорывают живую цепь, их сдерживающую. Не напоминают ли между тем сердца многих, внешне празднующих в честь Христа ныне, лишь пустые сосуды, может быть, красивые снаружи, но внутри пустые? Было в них когда-то в изобилии благовонное миро благодати Духа Святого, которое излилось в них, когда налагалась на них «печать дара Духа Святого» после крещения. А потом не истощилось ли неприметно все это благовонное миро? Благоухает ли жизнь их христианскими добродетелями? Ведь если бы душа была полна Христовой любви, радости и других добродетелей, то и издалека слышно было бы это благоухание духовное, как сильного запаха благовонных веществ нельзя скрыть он проникает всюду чрез самые незаметные отверстия сосуда.

Итак, не видим мы полноты, хотя и велики толпы народа, сегодня собравшегося. Не состоит ли толпа празднующих и ныне из людей, большею частью подобных тем, о которых говорил Господь: «Что смотреть ходили вы в пустыню?» (Мф.11:7) пришедшим для зрелища, но не трогавшимся ни обличительными покаянными речами сурового подвижника Иоанна, ни кроткого, «исполненного благодати и истины» Христа, Самого Бога, явившегося людям во плоти, всех к Себе влекущего любовью, врачующего недуги человеческие и готового понести болезни людские? Люди смотрят, но остаются недвижимыми, хотя Христос зовет их спасать свою душу, подобно тем, которые видят утопающего, ужасаются, но никто не двигается с места для помощи. Так сии люди потом устрояли зрелище и из Христа распятого: «Стоял народ и смотрел» (Лк. 23, 35), но потом расходился, хотя и бия себя в грудь, но все же не желая ничего сдвинуть в своей жизни с проторенного пути на тот путь добродетели, на который звал людей Христос распятый. Не так ли и ныне люди столько слышат о Христе, пред мысленными очами их «предначертывается» Христос, как пред ними крещающийся, терпящий унижения и самое распятие (Гал. 3, 1), но все это пробуждает минутное лишь чувство и порывы в душе, а затем люди возвращаются в свои дома, забыв все новые чувства и порывы, и начинают неизменно все ту же жизнь по «ветхому человеку, истлевающему в обольстительных похотях» (Еф. 4, 22), едва «начав духом» в храме, они «оканчивают плотью» (Гал. 3, 3) на улицах и в своих жилищах. Из всего устраивается для многих одно лишь «зрелище», как часто в театре, от которого жизнь большинства едва ли когда-нибудь изменяется к лучшему хотя немного.

Или же многие испытывают пустоту в сердцах оттого, что в сем священном зрелище не видят более того, что видели иудеи, которых укорял Господь: «И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; и не имеете слова Его, пребывающего в вас» (Ин. 5, 37-38), видят лишь воду, священнодействие и обыкновенных людей, но не ощущают никогда близ присутствия Христа, ходящего среди них и пребывающего с ними согласно обетованию: «Се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Они не могут ощущать присутствия Божества Его, как евреи, современные Христу, без чудес и ждут, чтобы Христос непременно явил Свое присутствие и Божественную славу поразительными знамениями и чудесами (а когда Он явил Себя так, то евреи говорили, что творит чудеса силою Веельзевула или еще какой-либо иною неведомою). Ибо не самую истину Божию возлюбили, а только временный блеск для очей своих. И доселе от наших очей скрывает Он все величие Божественной славы Своей и желает, чтобы мы научились принимать Его и являющегося тихо, в уединении, слышать тихий зов Его, ибо знает Он, что мы поразимся славой Его на миг, но не обратимся на путь Его, не изменим ни в чем своей жизни, к которой привыкли и к которой лежит наше сердце, если не будем внимать гласу Его в совести, которым так часто Он призывает нас «от поползновенной стези», на каковую уклоняет змий древний4. Для того-то Он является на Иордане в уничиженном образе Раба и не всем дает слышать глас Отеческий и видеть Духа нисшествие, чтобы мы сначала прислушивались к тихому зову Его в душах, а затем лишь утверждались в послушании сему зову поразительными знамениями. Если будем пренебрегать гласом Его в совести, то будем «видя не видеть», «слыша не слышать», не трогаться, как окаменившие сердца свои евреи, никакими знамениями Его.

Потому научимся не ожесточать своего сердца против тихого благодатного гласа Его в совести, по слову псалмопевца и апостола: «Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как [евреи] во время ропота, в день искушения в пустыне», которые «искушали», «испытывали» Господа и «видели дела Его сорок лет», чтобы и нам, подобно евреям, не сказал Господь: «Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой» (Евр. 3, 7-11). Тогда наполнит Он радостью сердца наши, которые оскудели Его дарованиями, сподобив слушающих тихого гласа Его и последовавших за Ним без видения чудес, по одному простому слову «идите за Мною», учеников Его зреть и все величие Божественной славы Своей, как Предтечу, Его крестившего, который, как говорили, «не сотворил никакого чуда» (Ин. 10, 41). И введет Он с Собой, если неуклонно последуем «новою неблазненною» Его стезею, в «неприступную радость, единем приступну, имже Бог примирися»5. Аминь.

* * *

Данное слово было опубликовано в Волынских Епархиальных Ведомостях. 1915. № 52. С. 757-758.
Тропарь праздника.
3 Канон праздника 2-й, ирмос 4-й песни.
4 Канон праздника 2-й, песнь 7-я.
Канон праздника 2-й, ирмос 5-й песни.

Источник: священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Проповеди

Расписание богослужений

село Староживотинное
24.11.2024 07:30
Неделя 21-я по Пятидесятнице.
Божественная литургия.

Календарь


Евангельские Чтения

Яндекс.Метрика
Выражаем благодарность компании IT Group