«Приидите, православныя российския Церкви чада, ублажим святителя Христова Митрофана… На земли пожив ангельски… на небеси жити сподобился еси… За многоплодное души твоея делание многоплодную благодать чудотворений дарова тебе Бог» ("Служба и акафист Св. Митрофану").
Так взывает к возлюбленным чадам своим Святая Православная церковь. В таких словах приглашает она всех почтить святую память угодника Божия – Святителя Митрофана. И не остается не услышанным голос матери нашей Церкви. Везде – во всех уголках нашего обширного отечества есть многочисленные почитатели священной памяти угодника Божия. Святые храмы во имя Святителя, встречающиеся по всему лицу земли родной, – вот живые свидетели тому. Со всех концов великой России, послушные призыву церкви, стекаются ежегодно ко гробу Святителя тысячи богомольцев и здесь, – в этом священном храме, у цельбоносных мощей его – славят имя Господа, дивного во святых Своих… Особенно благоговейно чтится Святитель Митрофан у нас в пределах Воронежской Епархии. Да это и вполне естественно. У нас жил и работал во славу Божию святой угодник Божий. Он «града Воронежа слава, престола Воронежской Церкви украшение, Воронежская похвала» (служба св. Митрофану). Счастлива Воронежская паства, имея в граде своем целебные мощи своего первого архипастыря! Каждодневно около раки Святителя Божия можно видеть людей Воронежских всех возрастов и состояний, богатых и бедных, образованных и необразованных, общественных деятелей и скромных тружеников, здоровых и больных.
Все они, пользуясь близостью нетленных мощей прославленного угодника, идут к ним во священную сень храма этого с раннего утра и до позднего вечера. Чем же служит для всех нас Святитель Божий Митрофан? Что заставляет нас идти и с благоговением приближаться к нему?
Весьма многие из окружающих гроб Святителя ничего не знают о жизни и деяниях его, однако они бывают здесь, едва ли, не чаще тех, которые знают это.
Идут они ко гробу Святителя, твердо веруя, что он – Угодник Божий, познавший правду жизни, около них смотрит с неба на землю, видит и жалеет их. Веруют они в близость угодника к Богу, веруют в силу молитвы его и несут потому к нему все, что есть у них на душе; о чем бы ни скорбели они, чтобы ни случилось с ними, идут они к нему и, как живому, рассказывают ему обо всем. Велика вера людей сих! Блаженны они в мире сем! Блаженны они будут и в царствии Отца Небесного! Дерзайте же люди, сии: вера ваша спасет вас.
Многие, далее, влекутся к священному гробу Святителя, памятуя «души его многоплодное делание». С ранних лет угодник Божий Митрофан усвоил сердцем своим слова Св. Писания: «начало премудрости – страх Господень». «Родителями благочестивыми, – говорит он в своем завещании, – родился в мир сей и в благочестии непорочном восточной церкви в православии воспитан». Еще будучи отроком, Святитель имел большую привязанность к чтению Священных книг: любил он читать и назидаться в святоотеческих творениях, о чем свидетельствуют выписки его из этих творений в Синодике. Постом, бдением и молитвою он достиг бесстрастия, а чистотою и святостью уподобился ангелам. Он был всегда «правилом веры и образом кротости». Много потрудился Святитель по управлению вверяемыми ему обителями. Особенно известна ревность его к устроению храмов и их украшению. Сколько скорбей перенес Святитель в своем архипастырском служении и сколько терпения и любви проявил он в нем! «Ведомо учинилось святителю, что в селах многие люди, забыв страх Божий и преступив христианский закон, в Святой Великий пост пьянствуют и в пьянстве во всякое прегрешение и в бесчиние впадают, и к церкви Божией к божественной службе не ходят… И на покаяние к отцам своим духовным не приходят».
Скорбела от того святая душа угодника Божия и всею архипастырскою властью он старался искоренить это бесчиние своей паствы. Особенно печалило Святителя развитие старообрядческого раскола. На искоренение его было обращено им особое внимание...
Святитель готов был душу свою положить за веру и любовь ко Господу, когда «возвратился в спять из дворца царского, не желая растлить мысленных очей сердца своего неподобным видением изваяний языческих» (Акаф.). «Вперив ум в Божественная, временная и земная, пренебрег он, горняя мудрствовал, а не земная»…
Мысль об оправдании на страшном суде Христовом никогда не оставляла его.
Слова Премудрого: «поминай последняя твоя и во веки не согрешиши» – нашли в нем строгого исполнителя. Вот на что употребил всю жизнь свою Святитель Божий Митрофан! Поистине «многоплодно души его делание»! Вот почему так благоговейно и чтится святая память его!
Текст приводится по изданию: «Воронежские епархиальные ведомости». 1911. № 49.
ПРИМЕЧАНИЕ: Имя священника М. Девицкого носит церковный кабинет-музей, созданный при храме в честь Воскресения Христова (г. Воронеж, возле Каменного моста). Подробнее об этом:
https://voskresenskyi.prihod.ru/kabinet-muzej-imeni-m-m-devickogo/