Эта статья был читана 18-го декабря 1867 года
филологом-славистом и этнографом И.И. Срезневским (1812-1880)
на чрезвычайном заседании Отделения русского языка и словесности
Императорской Академии Наук.
Воспоминание о научной деятельности Евгения, митрополита Киевского
Воспоминание о людях, которых заслуги достойны памяти, всегда тем чище, чем менее может нуждаться в восторгах увлечения. Таким чистым должно быть и наше сегодняшнее воспоминание об иерархе, оставившем по себе плоды своих научных трудов, и за тем ничего, что бы могло увлекать неувлеченных наукой. О деятелях всякого другого рода могут быть различны мнения: их, то слишком возвышают, то слишком унижают на основании требований времени, когда совершается над ними суд; люди науки, по крайней мере, той, которая независима от увлечений времени, могут остаться неоцененными в свое время, незамеченными; но если раз узнано, что они сделали в свое время, колебания понятий о них быть не может – разумеется, в кругах людей понимающих значение научных трудов. Пусть меняются взгляды, пусть совершаются открытая в науке; труженик научный, работавший в свое время, до этих перемен взглядов, до этих открытий, останется уважен тем более, чем более и лучше потрудился для своего времени. Мы люди новые в сравнении с теми, которые работали прежде нас, признательно вчитываемся в их исследования, как бы ни были они далеки для нас по времени, если это в самом деле исследования, тщательно и полно обделанные, действительно научные.
В среде этих передовых людей науки место неотъемлемое принадлежит и митрополиту Евгению: и его произведения нам необходимы, и его деятельность не может не быть нами глубоко чтима.
Научной деятельности посвятил он все время, со стойкостью и прямотой, заслуживающею подражания. Начал её в то время, когда строгих научных исследований у нас почти не было; продолжал с тем же успехом и тогда, когда они стали появляться все чаще и чаще: продолжал до последних лет долгой жизни с прежней юношеской любовью; как благородный труженик науки и честный Русский, радуясь всякому новому труду, и пользуясь своим положением для поддержания и успеха таких трудов, помогал им своими советами и указаниями, своими работами, своим влиянием на других. Он один из немногих первых, внесших и укрепивших у нас научную требовательность в исследованиях и оставивших по себе множество трудов, достойных всякого уважения.
Труды, от него оставшиеся, возбуждая внимание к древностям и старине и представляя о временах прошедших множество любопытных данных и соображений, достойны быть более известны.
__________
Известно, что Евфимий, (таково было его имя до поступления в монашество), родился в Воронеже (18 декабря 1767 г.): еще в детстве лишился отца, Алексея Андреевича Болховитинова (воронежского священника), поступил в архиерейский певческий хор и там получил первоначальное образование; потом учился в Воронежской семинарии; оттуда, из философского курса, на семинарском иждивении отправлен был в Московскую Духовную академию и там слушал курсы философии и богословия, а вместе с тем и некоторые из курсов университетских, занимаясь, между прочим, языками греческим, латинским, французским и немецким. На двадцать втором году жизни (1789 г.), возвратясь в Воронеж, он сделался преподавателем в семинарии; на двадцать девятом году (1796 г.) произведен был в сан протоиерея и немного позже сделан был префектом семинарии.
К этому времени относятся его первые труды научного содержания:
– Российская история.*)
*) Труд этот, издан не был; но заслуживает быть упомянутым. Над ним трудился молодой ученый до 1792 г. и в 1792-1793, как, видно из писем его к Селивановскому от 29 сент. 1792: «Вы понуждаете меня прислать Российскую историю. Она однако ж по расчету моему не прежде нового года к нам поспеет»...
– Полное описание жизни Тихона епископа Воронежского, собранное из устных преданий и записок очевидцев, с присовокуплением некоторых исторических сведений о Новгородской и Воронежской епархиях и с описанием
всех сочинений сего пастыря (Спб., 1796 г.; 2-е изд., Спб., 1820 г.).
– Историческое рассуждение о древнем Христианском богослужебном пении и, особенно о пении Российской
церкви (Воронеж, 1800; 2-е изд. Спб., 1804).
– Рассуждение об алтарных украшениях (Воронеж, 1800).
– Историко-географическое и экономическое описание Воронежской губернии, и пр. (Воронеж, 1800).
В 1799 г. он овдовел, вызван в Петербург для занятия места префекта в Невской Академии, через несколько дней по занятия этой должности пострижен в монашество с именем Евгения, а еще через нисколько в сан архимандрита.
К его трудам этого времени принадлежат:
– Историческое изображение Грузии в политическом, церковном и учебном ее отношении (Спб., 1802).
– Историческое исследование о соборах Российской церкви (Спб., 1803).
– Историческое рассуждение о чинах Греко-Российской церкви (Спб., 1805).
В начале 1804 года он возведен, был в сан епископа Старорусского, викария Новгородской митрополии и вызван из Петербурга в Новгород, где и оставался до начала 1808 года.
К этому времени принадлежат начала его больших трудов и первые его ученые исследования.
(Продолжение следует)
Текст приводится по изданию:
Сборник статей, читанных в Отделении русского языка и словесности Императорской Академии Наук.
Т. 5. Вып. 1. СПб., 1868.