Этот день в истории прихода
«Добрая привычка, вкоренившаяся и сохраняемая всеми,
передается в отдаленные времена,
и никакое время не будет в состоянии истребить ее».
(св. Иоанн Златоуст, IV в.)
В конце 2005 г. прихожанами Пятницкого храма села Хвощеватка был изготовлен деревянный Крест, который был воздвигнут и освящен 31 декабря того же года для поклонения православным христианам.
В христианской церкви крест – орудие крещения и объект поклонения (причем, понятия почитания и поклонения здесь не тождественны). Крест – это не просто символ, но знак, указывающий на принадлежность к Церкви Христовой. По свидетельству христианского апологета Тертулиана, поклонение кресту есть давняя традиция, идущая от первых христиан. Начиная с эпохи Константина Великого (IV в.) письменные источники фиксируют особое почитание креста, возникшее после «чудесного обретения Честнаго Животворящего креста Господня» на Святой земле. «Нет сомнения, – замечает ученый А.П. Голубцов, – что христиане с самых первых времен относились с благоговением к кресту, поскольку он был связан с воспоминанием о Христе и Его искупительной жертве»[1]. В средневековой Европе ни один крестный ход не проводился без символа креста, несмотря на всю обрядовую разность[2].
В римской (как и в иерусалимской) традиции крест присутствовал образно: существовало общее поклонение крестному подвигу Иисуса Христа, а потому было принято образное шествие с Телом Христовым. На русской земле утвердился ранневизантийский стиль, когда церковная община выходила с реально-осязаемыми крестами. Первый поклонный крест был установлен на Руси княгиней Ольгой на Киевских горах. В дальнейшем сакральная топография расширялась, пополняясь «сугубыми» крестами, поставляемыми по определенному случаю.
Коровин В. Ю.
* * *
[1] Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. – СПб.: Сатис, 1995. – С. 215.
[2] Романов Г.А. Кресты в крестных ходах Древней Руси / Ставрографический сборник. Книга II. М.: Древлехранилище, 2003. – С. 68.