Исцеление слепорожденного — один из самых ярких эпизодов всей евангельской истории. Наряду с воскрешением праведного Лазаря — это то самое чудо, которое, в том числе, послужило причиной решения иудеев о необходимости убить этого чудотворца и оповедника — Христа.
Повествование начинается с вопроса учеников в отношении человека, который родился слепым: «Кто согрешил, он или родители его, что он родился слепым?». Очевидно, этот вопрос с подвохом, ведь понятно, что не мог ребенок согрешить, еще не будучи рожден. Однако Спаситель выводит вопрос совершенно в иную плоскость. Он говорит: «Ни он не согрешил, ни его родители, но это произошло только, для того чтобы явились дела Божии».
Происходит исцеление. Такого исцеления еще не знала человеческая история, чтобы кто-то, рожденный слепым, вдруг прозрел.
Иудеи оказываются в очень непростой ситуации. С одной стороны, явное чудо. С другой стороны, точно такое же явное нарушение субботнего покоя.
Интересно, какой выход находят иудеи из этого, казалось бы, неразрешимого противоречия. Они говорят: «Не от Бога этот человек, поскольку он субботу нарушает». Мы часто слишком много уделяем внимания нашему разуму, мы думаем, что всегда поступаем исключительно грамотно, правильно, обдуманно, разумно.
Случай с иудеями показывает, что гораздо чаще мы оказываемся водимыми состоянием нашего сердца, нежели представлениями нашего разума. Именно это объясняет ту самую потрясающую духовную слепоту иудеев, которые, видя перед собой самого Мессию, совершающего неслыханные чудеса, не верили в Него и искали любые поводы, чтобы поймать Его на слове, чтобы укорить Его, в конечном итоге — убить.
Неспроста Православная Церковь так много говорит о важности очищения сердца от страстей. Сердце — это то самое средоточие нашей жизни, которое определяет многие наши поступки. Самолюбивое, грехолюбивое сердце всегда будет выискивать любые причины, для того чтобы оправдать свое поведение.
И напротив того, сердце жалостливое, милостивое, щедрое, открытое всегда найдет пути, чтобы оправдать другого человека, чтобы найти выход в самой, казалось бы, неразрешимой ситуации.
Помоги же, Господи, нам всякий раз, когда мы оказываемся лицом к лицу с очевидным добром, с очевидной святостью и чувствуем в своем сердце противление этому, остановиться и очень серьезно задуматься. Задумавшись, понять, что вызывает смущение в нашем сердце, и бежать на исповедь, стремиться к покаянию, чтобы вырвать из нашей души все то, что противится Богу.
Протоиерей Павел Великанов