При свадьбах особенно замечателен обряд отправления жениха и невесты к венцу в церковь. Собирается поезд, состоящий из приглашенных женихом родных и знакомых; он состоит из 3, 5 и даже иногда 8 подвод. Для невесты приготовляется нарочито особенная повозка с кибиткою, покрытою и завешенною полостями. По собрании такого поезда в дом жениха, жених убирается за невестою.
Родители благословляют его образом, научают всему хорошему, как т. е. в жизни вести себя с добрыми людьми, обходиться ему со своею будущею супругою и проч. Причем сваха всыпает ему за голенище в сапог несколько хмелю или рябиновых кореньев, дабы не мог прикоснуться к нему, как говорят они, недобрый или враг лихой, чтобы не испортил его кто-нибудь по ненависти.
Наконец, помолившись Богу, честной поезд отправляется к невесте, которая после вчерашнего вечера, называемого девичником, не спавши нимало, взбирается на печь и сидит там до самого приезда жениха, завешенная холстами и попонами, несмотря на чрезмерную духоту, по случаю излишней в этот день для стряпанья топки. Что же невеста делает там? На заре она начинает кричать, изливая в своих причитаниях благодарственные чувства к родителям за их хлеб-соль и за доброе воспитание. Она плачет и отчаянно голосит, как бы не желая расстаться с родительской избушкой. «Вот мои разлучники, причитает она, идут разлучать меня от родимого батюшки и от родимой моей матушки».
Если же она сама не может причитать хорошо в голос свой, то нанимает за себя кричать постороннюю, знакомую ей женщину, которая в таком случае тоже с нею за печкою. Такие крикухи во славе, поэтому они и приглашаются к сему заранее, наперед. Но вот едет уже и поезд с женихом на двор невесты, а она еще и не думала убираться или, как говорят, снаряжаться, вся растрепанная, вся заплаканная и на своей родимой печке.
Тут начинается суетня: родные с поспешностью подают ей снаряд, чешут ей головушку и убирают, уговаривая ее более не кручиниться. Из прибывших в поезде с женихом входит в комнату сначала один дружко, здоровается с хозяевами и подает невесте на печку гостинец от жениха, который составляют: коты, шуба нагольная и чулки. Когда таким образом уберут ее совсем на печке, сводят оттуда.
За сим начинается обряд прощания невесты с родителями, братьями, сестрами и со всеми находящимися в семействе. Входит сперва отец ее, становится посреди избы, и она со всего размаху падает ему в ноги и кричит: «прости меня мой батюшка, прости родимый мой кормилец». Потом поднимается и целуется с отцом, и он уходит. Является далее мать, потом братья, сестры, невестки и даже малютки-племянники, и она пред всеми по одиночке также падает на землю и кричит: прости… прости…
По совершении этого церемониала, ее сажают на лавку за стол, накрытый и установленный хлебом и солью. Подле нее сажают посаженную мать, а на конник (т. е. на лавке, что к двери) брата или хоть племянника невестина с кнутом. Входят поезжане с женихом (они были все еще на дворе, покуда убиралась и прощалась невеста), и когда пригласят их садиться за стол, то, лишь только жених хочет сесть к невесте, сидящей в конце стола на коннике дядька, махая кнутом, не пускает его, требуя выкупа.
Дружко отдает ему за жениха грош или копейку, и тогда уже сваха со стороны жениха, влезши на конник, тащит его за рукав, и доведши до невесты, сажает его подле нее. Потом с позволения родителей она набрасывает на голову невесте покрывало, которым завешивает ее так, что она почти ничего не видит, пригнувшись к низу.
Садятся и прочие гости-поезжане и родные; обедают; но жених с невестою сидят только для церемонии. После обеда молодые отправляются в церковь со всем поездом; невеста со свахою едет в своей колымаге.