«Я увидел лицо его – лицо ангела»
Памяти схиархимандрита Виталия (Сидоренко)
Раз мы можем почитать святых первого века,
четвертого века, шестого, десятого века,
то почему мы не можем уважать людей, которые
жили в нашу эпоху, и многие из нас
имели с ними общение?
Митрополит Самтависский и Горийский Андрей
«Филиал Глинской пустыни»
Отец Виталий в Сергиевом Посаде. 1979 г.
«Спасись, и возле тебя спасутся тысячи», – сказал некогда один из великих русских святых. Именно такова была жизнь угодников Божиих. Спасая свои души, они многих спасали вокруг себя. Благодать, обитавшая в них, была как глоток воздуха. Множество людей шли к старцам, и все получали назидание, подкрепление и вразумление.
Всего несколько десятилетий назад христианство было на грани исчезновения. Почти не было открытых храмов, священников, монашествующих… Однако уничтожению Церкви Христовой не суждено было случиться. Благовестие о Царстве Божием распространялось благодаря старцам, деятельно исполнявшим слова Спасителя Своим ученикам: «Идите, научите все народы» (Мф. 28: 19). Осуществляли они эту заповедь, уча в первую очередь примером своей святой и богоугодной жизни.
У истоков духовного возрождения встали несколько русских монахов-изгнанников, претерпевших тюрьмы, ссылки и лагеря. Все они собрались вокруг митрополита Зиновия, который, пройдя школу монашества и послушания старцу в Глинской пустыни, претерпев пятилетнюю ссылку и периоды скитания в горах Кавказа, по Промыслу Божию прибыл в Грузию, где и получил все высшие церковные награды вплоть до митрополитства. Именно вокруг владыки Зиновия и его храма во имя святого благоверного князя Александра Невского собралось и большинство других подвижников Глинской пустыни, в числе которых и был схиархимандрит Виталий. Этих аскетов можно назвать живыми «иконами», «образами. Будучи учениками дореволюционных старцев Глинской пустыни, они сами посредством индивидуального аскетического делания воплотили христианские добродетели в своей жизни и, стяжав благодатные дары Святого Духа, сами стали старцами и духовными наставниками для многих. Именно такая передача живого опыта Церкви является Преданием, немыслимым без учительства и ученичества. Апостол Павел пишет: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4: 16).
Приход митрополита Зиновия в Тбилиси называли «филиалом Глинской пустыни», поскольку на его территории жили и сам владыка, и старец Андроник (Лукаш); регулярно до начала болезни приезжал в Тбилиси схиархимандрит Серафим (Романцов), который после второго закрытия Глинской пустыни в 1961 году переехал в Сухуми, где служил в кафедральном соборе. Практически ежедневно бывал у владыки живший неподалеку схиархимандрит Виталий (Сидоренко), в Глинской пустыни подвизавшийся в период ее открытия в 1950–1960-е годы.
Скоромная ложка[1]
Принеси Богу юность твою, вземши иго Его.
Плач. 3: 27
Схиархимандрит Виталий (в миру Виталий Николаевич Сидоренко) родился в 1928 году в селе Екатериновка Краснодарского края. Мать его, Александра, была совершенно неверующая. Жила она на Кубани и работала в колхозе на плантациях сахарной свеклы и табака. Зачастую приходилось ей брать с собой и Виталика.
И вот заметили, что в среду и пятницу маленький Виталик ничего не кушает, если ему предлагали мясную и молочную пищу
О Божественном предызбрании Виталия еще в младенчестве свидетельствует следующий случай, произошедший в его самом раннем детстве. Обедали колхозники прямо в поле – в бригаде была своя кухня. И вот заметили, что в среду и пятницу маленький Виталик ничего не кушает, если ему предлагали мясную и молочную пищу. Один дедушка, понаблюдав, сказал: «Смотрите-ка, ребенок ведь не кушает скоромного только в среду и пятницу – это что-то значит, это что-то особенное!»
Тогда решили сварить ему простой супчик. Сварили, зовут:
– Виталик! Виталик! Иди, мы тебе приготовили хорошую юшку! Иди покушай!
Он подошел, посмотрел, взял кусок хлеба и пошел…
– Виталик, почему ты не стал кушать? Это мы для тебя сварили супчик!
– Я не буду его есть, потому что вы помешали его скоромной ложкой!
Повариха удивилась:
– И в самом деле! Я мешала молочную кашу, а потом этой же ложкой помешала суп…
Побои за Евангелие
Если Меня гнали, будут гнать и вас;
если Мое слово соблюдали,
будут соблюдать и ваше.
(Ин. 15: 20)
“Приведу его домой, изобью, заберу Евангелие, спрячу. А на следующий день он его найдет и опять за свое”
Когда Виталик пошел в школу, он достал себе Евангелие и начал его читать – и не только сам, но еще и бабушкам. Как потом рассказывала его мать, «когда заканчивались уроки, он не приходил домой сразу, а где-то задерживался. Я шла его искать и находила сидящим среди бабушек и читающим им Евангелие. Приведу его домой, изобью, заберу Евангелие, спрячу. А на следующий день он его найдет и опять за свое».
Архимандрит Виталий (Сидоренко)
Так будущий старец продолжал свое «проповедничество» до двенадцатилетнего возраста.
«Намучилась я с ним, – рассказывала мать, – не хватало уже никаких сил. Изобью его, а он не плачет. Встанет на колени, смотрит на меня, глазки такие светленькие… и улыбается. Я его бью, а он улыбается: “Мамочка, прости!”» Характерно, что он никогда не говорил «больше не буду!», а только «прости меня».
Интересно еще и то, что уроки дома он почти никогда не готовил, но все усваивал и учился не хуже других.
«Мама, отвези меня в монастырь!»
Когда мальчику исполнилось 12 лет, он начал проситься в монастырь. Упал на коленочки: «Мама, отвези меня в монастырь!» Мать говорит: «Куда я тебя повезу? Кому ты такой нужен?» Но он все-таки сильно ее упрашивал, и она решила его отвезти. Привезла в Глинскую пустынь. Встретившие их старцы отнеслись к мальчику с такой любовью и вниманием, что матери показалось очень странным и непонятным: почему они оказывают такое почтение ребенку?
С тех пор Виталий остался в Глинский пустыни и жил там до ее закрытия.
Странник
Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает.
(Пс. 54: 23)
Однажды в калитку одного провинциального жителя постучался юный путник. Хозяин молча открыл дверь. На вопрос родных, почему он ввел в дом совершенно незнакомого человека, даже не спросив его ни о чем, хозяин ответил: «Я увидел лицо его – лицо ангела»[2]. Этим странником и был молодой Виталий.
В «Лествице» и других памятниках аскетической письменности говорится о добродетели странничества, когда человек понимает, что не имеет здесь ничего, даже места, «где главу преклонить», устремляя всё свое попечение в сторону духовной родины – Иерусалима Небесного. Святые отцы учат, что именно к этому должен быть направлен духовный взор монаха.
Глинская пустынь
Архимандрит Виталий и митрополит Зиновий
Как раз в то время, когда в Грузии и России начался процесс восстановления общения Церквей, на Украине была вновь ненадолго открыта Глинская пустынь. Владыка Зиновий остался в Грузии, но многие насельники вернулись в свой монастырь. Глинская пустынь была одним из нескольких монастырей, существовавших в середине ХХ столетия. Возрождение обители пришлось на нелегкий период Великой Отечественной войны. Будучи открытой в 1942 году, пустынь просуществовала до 1961 года, когда «Хрущевская оттепель» спровоцировала очередное закрытие монастыря. В этот период в ней подвизались великие старцы: настоятель – отец Серафим (Амелин), духовник – отец Серафим (Романцов), благочинный – отец Андроник (Лукаш), отец Виталий (Сидоренко). Будучи послушником у отца Серафима, отец Виталий принимал странников как отец милосердия, утешал людей и вел очень духовную жизнь[3].
Кавказ
“Из примеров он был пример христианской и монашеской жизни. Любвеобилие у него было благодатное”
Свой монашеский путь, начатый в Глинской пустыни и закрепленный многими годами странничества, отец Виталий продолжил в горах Кавказа, где подвизался около десяти лет. Один из сподвижников отца Виталия по пустыни, разделявший вместе с ним крест отшельничества, вспоминает: «Очень мы любили брата Виталия. Из примеров он был пример христианской и монашеской жизни. Любвеобилие у него было благодатное. Рассуждение духовное – правильное. Бедность любил, нестяжательность. Эти его христианские добродетели увеселяли нас…»[4]
Однажды его решила навестить мать. Узнав, где он живет, она приехала в Сухуми. Рассказывают, что, когда ее вели к нему в келью, она всю дорогу вздыхала: «Ох, куда же ты забрался! Ох, куда же ты залез – в какую глушь!»[5].
Здесь, на Кавказе, она приобщилась к вере и уже начала жить как верующая. Так через сына обратилась к вере и мать. Преставилась она схимонахиней Андроникой, приняв по благословению старца Андроника великую схиму.
Молитвенное усердие
Храм был наполнен душами поминаемых людей: они как живые и как присутствовавшие физически стояли там
Однажды, как это часто бывало, отец Виталий и отец Андроник всю ночь совершали проскомидию: записок, присланных православными, было очень много. «В храме никого не было, кроме отца Виталия и отца Андроника, – рассказывал потом архимандрит Адам, – но был один сторож, дядя Иван. Это случилось в Александро-Невском храме. И он просыпается посреди ночи, встает и видит, что храм полон народу: яблоку негде упасть, столько людей. И думает: “Как же так я проспал? И мало, что я проспал, а кто же им открыл дверь?” И вот в растерянности он стоит, слышит пение; люди в храме; зажжены свечи, лампадки… и он вдруг видит, что на проскомидии стоят отец Виталий и отец Андроник. Он бегом к ним и говорит: “Отец Андроник, простите меня, благословите, столько народу, а я, окаянный, только проснулся. Ведь проспал всё”. Отец Андроник говорит: “Иван, не волнуйся, еще только половина четвертого, ты еще можешь выспаться”. – “А откуда эти люди?” Он ничего не ответил. Это храм был наполнен душами тех людей, которых они поминали. Они как живые и как присутствовавшие физически стояли. Этот простой человек был удостоен этого видения, чтобы знать, что такое поминать в церкви человека»[6].
Внешность схиархимандрита Виталия была очень благообразной. Никогда не было в нем уныния и недовольства, наоборот, его бодрость, живая вера в жизнь вечную и стремление к этой жизни передавались окружающим.
Последние годы своей жизни отец Виталий провел в Тбилиси. Множество людей со всех уголков страны ехало к нему за утешением и советом. И ни один человек не уходил неутешенным. Каждому батюшка служил, как Самому Христу.
Зиновий Чесноков
1 декабря 2015 г.
Источник: http://www.pravoslavie.ru/88286.html